ПОИСК

Лютер vs Цвингли

Евгений Егоров
2017-12-19

Сейчас мы находимся в преддверии празднования дня Реформации. Почти все евангельские протестантские церкви вспоминают о том, как Мартин Лютер прибил свои знаменитые тезисы к дверям Замковой церкви в Виттенберге. Однако, несмотря на ажиотаж вокруг тезисов Лютера, мало кто из протестантов удосужился разобраться, во что же на самом деле верил реформатор и к чему призывал. Когда Лютер прибил свои тезисы, его, главным образом, беспокоил вопрос индульгенций. Он вовсе не пытался провозгласить наивысший авторитет Пиcания (только Писание) или учение об оправдании одной верой (только верой). Другими словами, на тот момент Лютеру были незнакомы пять «только» позднего протестантизма: Sola Scriptura, Sola fide, Sola gratia, Solus Christus, Soli Deo gloria.

Более того, прибивая тезисы, Лютер все еще верил в Чистилище. (См. тезисы 16, 17, 22, 25, 26, 27, 29) Также он верил в авторитет Папы Римского и признавал его власть. (См. тезисы 5, 6, 20). Лютер даже старался защитить Папу и представить его в лучшем свете. (См. тезисы 42, 48, 49, 50, 51, 52, 55, 82-89).

Поэтому ажиотаж евангельских христиан вокруг 95-и тезисов Лютера выглядит немного странным, если учитывать, что учение Лютера в то время еще было не вполне протестантским. А яростные выпады реформатора против индульгенций уже не актуальны в наше время. Конечно, я не пытаюсь сказать, что тезисы Лютера не имеют никакого значения. Но мне лично гораздо более здравыми и полезными представляются «67 положений», которые написал в 1523 году Ульрих Цвингли. На русском языке они изложены в книге «Богословские труды» (изд. Икар, Москва, 2005).

С самого начала Цвингли утверждает высший авторитет Писания. Он пишет: «Я, Ульрих Цвингли, признаюсь в том, что, будучи теофноистосом, то есть вдохновленный Богом, проповедовал в достопочтенном городе Цюрихе нижеследующие положения и суждения на основании Священного Писания. Выражаю готовность защитить их и себя в соответствии со Священным Писанием, а в случае, если я понимал Священное Писание неправильно, - поучиться чему-то другому, но опять-таки из Священного Писания».

Цвингли больше не верит, что месса – это бескровная жертва Христа. Положение 18: «Христос, единственный раз пожертвовавший Собой, есть единственная навеки деятельная принесенная за грехи всех верующих жертва».

Цвингли отвергает необоснованные на Писании требования к священникам. Положение 28: «Все, что разрешил или не запретил Бог, является законным. Из этого можно сделать вывод, что брак подобает всем людям».

Реформатор провозглашает уникальность и достаточность жертвы Христа. Положение 19: «Христос – единственный Посредник между Богом и нами». Положение 50: «Только Бог прощает грехи через Иисуса Христа, Своего Сына, единородного, нашего Господа».

Цвингли отвергает католическое объяснение таинства исповеди и учения о Чистилище. Положение 52: «Исповедь, доверяемая священнику или ближнему, должна считаться не отпусканием грехов, а испрашиванием совета». Положение 57: «Истинное Священное Писание ничего не знает о Чистилище после земной жизни».

Безусловно, эти и другие положения, написанные Цвингли, будут гораздо актуальнее для современного протестантизма, чем «Тезисы» Лютера. Хотелось бы, чтобы интерес к Реформации, который наблюдается в этом году, не остался поверхностным, но от знакомства с общими лозунгами, христиане перешли к изучению других серьезных трудов выдающих реформаторов.

Статьи по теме:
Алексей Прокопенко
В последнее время в сети оживились споры на тему взаимоотношения благодати и дел, особенно в связи с Lordship Salvation (спором о необходимости подчинения Христу для спасения или отсутствии такой необходимости). В качестве своих двух лепт в копилку этих дискуссий продолжаю публиковать отрывки из своей книги "Конкуренты благодати".
Алексей Прокопенко
«Немножко знать» – хуже, чем не знать вовсе
Алексей Прокопенко
Конференция "Духовное отцовство"
Алексей Прокопенко
Важные категории для размышления о свободе воли
Работает на Cornerstone