Ни для кого не секрет, что началом Реформации прнято считать дату, согласно которой Лютер прибил 95 пять тезисов о прояснении сущности индульгенций к дверям замковой церкви в Виттенберге. Всем известно, что эта дата является условной ввиду того, что этому событию предшествовали и последовали немаловажные происшествия, которые, также, можно по праву считать началом Реформации.
Сегодня 500-летний юбилей этого многогранного исторического события, навсегда измевшего историю Западной цивилизации. Говоря о её религиозной составляющей, а лучше сказать богословской, в своей сущности, Реформация была попыткой вернуться к достаточности Божьей благодати в спасении, отвергнув идею об одной лишь её необходимости, на основании как материального её принципа - Sola Fide, так и формального - Sola Scriptura.
По Божьей милости, мне довелось провести этот день за занятием, которое было бы невозможным без труда Реформаторов, и по праву почтило их память, а также нашло отголоски в двух последних принципах Реформации: изучением Мессианского богословия в книге Псальтирь. К слову, Лютер очень любил эту книгу, считая её маленькой Библией, и будучи профессором Ветхого Завета в Виттенбергском университете, именно её он преподал студентам первой. Если Бог даст мне возможность, я с радостью поделюсь плодами своих рассуждений с читателями. Пока же, я бы хотел предложить вам вспомнить о материалах, посвященных Реформации, опубликованных за годы сущестования нашей команды в старом добром ЖЖ:
-
Настоятельно рекомендую проповеди Дональда Карсона на Пасторской конференции "Пять принципов Реформации".
-
Посты Игоря Гердова с объяснением розы Лютера, а также некоторые его размышления на тему Реформации.
-
Мои посты, посвященные поводу и сути Реформации, первым письменным дебатам Реформации между Лютером и Эразмом, а также несколько слов о диспуте Лютера с Цвингли.
Хотя сегодня не все протестанты желают связывать себя с Лютером или Кальвином, их личностями или учением, тем не менее, каждому простестанту не будет зазорным, а даже наоброт похвальным приложить все усилия к тому, чтобы ознакомиться с историей и богословием, которые навсегда изменили историю мира, в котором мы живём. Даже, если вы не во всём согласны с учением Реформаторов (как, впрочем, и я), нам стоит стремиться к тому, чтобы наше несогласие, во-первых, было бы проинформированным и обсонованным, а, во-вторых, вежливым. К примеру, вот что Яков Арминий сказал о трудах Кальвина:
В истолковании Писаний, Кальвину нет равных. Его комментарии я считаю ценее всего, что дошло до нас от Отцов церкви. . . . Я признаю в нем некий пророческих дух, который возносит его выше остальных, выше большинства, да и, в самом деле, превыше всех.
И, конечно же, не забывайте о конференции, посвященной 5 солам, которая уже не за горами:
Semper Reformanda secundum verbi Dei!