Позвольте мне рассказать вам, какой была церковь, когда я была ребенком в старые времена - примерно три или четыре десятилетия назад.
Я росла в маленькой христианской реформатской церкви в кукурузных полях Айовы. Наше богослужение было формальным: я носила платье и сидела со своей семьей на жесткой деревянной скамье. Когда наступало время петь, мы открывали наши сборники гимнов и читали такие песни, как «Как Ты Велик», «Могучая крепость - наш Бог» и «Приди, источник всякого благословения». Почти в каждой песне были старые слова с древними буквами, а гимнам в нашем репертуаре было в среднем около 150 лет.
Сегодня в моей церкви нет ни фортепиано, ни тем более органа. Команда поклонения использует клавишные, гитары и барабаны, чтобы сопровождать наше пение. У нас также нет песенников - тексты песен вывешиваются на стену. Мы все еще поем гимны, но средний возраст наших песен для поклонения - около семи лет.
Я знаю, что не только у меня происходят такие изменения. Опросы показывают, что за 20 лет, с 1998 по 2018 год, все больше общин установили проекторы, привезли барабанные установки и начали поднимать руки во время поклонения.
Авторы исследования предполагают, что одной из причин этого может быть растущая неформальность нашей культуры. Мы больше не обращаемся к соседям и даже к начальству «мистер» или «миссис». Мы не часто надеваем костюмы или платья на работу или даже в церковь. Переход от гимнов к экранам, таким образом, может говорить не столько о нашем богословии, сколько о нашей культуре в целом.
Это интересно. Но вот что еще более интересно: изменился процесс написания песен. Он стал намного быстрее - как темп написания песен, так и темп их выпуска и привлечения внимания. Язык стал более непринужденным. И иногда богословие не столь основательно, как могло бы или должно быть.
По крайней мере, одна церковь заметила эти проблемы и попробовала другой процесс написания песен. Он был медленным и неуклюжим и не должен был сработать, но все же сработал.
Мне не терпится поделиться с вами их историей и тем, чему они научились.
Не настоящая группа
CityAlight - относительно новая группа на христианской музыкальной сцене: они впервые попали в Spotify с песней «Jerusalem» в 2015 году и привлекли внимание песней «Yet Not I but Through Christ in Me» в 2018 году. Получив импульс от интернет-поиска и домашнего поклонения во время пандемии, CityAlight достигли более чем 1,5 миллиона ежемесячных слушателей на Spotify.
В сентябре 2023 года более 6 000 человек поклонялись вместе с CityAlight на национальной конференции Евангельской коалиции. Я была одной из них, и я была в восторге, потому что некоторые из моих любимых песен для поклонения принадлежат CityAlight - «Но не я, а Христос во мне», «Это день» и «Спас мою душу».
Я также была в восторге, потому что знала, что CityAlight популярны, и мне нравилось, что они нашли время для конференции TGC в своем плотном графике гастролей и написания песен.
На второй день конференции я сказала об этом Энн Вестрейт, нашему директору по организации мероприятий. Она подтвердила, что CityAlight было трудно запланировать, но не потому, что им приходилось подстраивать нас под другие выступления.
«Им пришлось просить отгулы, потому что у них есть работа», - сказала она. «Они учителя, графические дизайнеры и тому подобное. Они просто все ходят в одну церковь и играют в команде прославления».
Мне потребовалась минута, чтобы понять это. Люди, которые написали и спели «Only a Holy God», не были профессиональными музыкантами? Группа с более чем миллионом ежемесячных слушателей на Spotify - это не настоящая группа?
«У нас в штате есть только один человек, который занимается CityAlight», - говорит вокалист Тиарн Трантер. «У всех остальных по-прежнему есть работа. Все остальные - волонтеры. Поэтому мы с трудом находим время для репетиций, потому что у всех такая занятая жизнь, и нам за это не платят. Так что, кроме интенсивности, миссия не изменилась. Повседневность не изменилась. Мы по-прежнему встречаемся в здании церкви. Мы по-прежнему служим на наших библейских занятиях. Мы по-прежнему служим в командах по воскресеньям. Я думаю, люди были бы удивлены любительской природой того, что мы здесь делаем - если бы вы увидели повседневные дела, я думаю, что люди были бы шокированы».
Большую часть времени Тиарн - учитель физкультуры в средней школе и мама. Она планирует уроки, стирает и ходит на изучение Библии. Так получилось, что она стала частью церкви, которая очень серьезно относится к песням поклонения и делает все по-другому.
Основание церкви в казармах для военнослужащих
История CityAlight началась почти 200 лет назад, когда в Касл-Хилле, Австралия, была основана церковь. Первое здание церкви было более зловещим, чем театр или школьный спортзал - изначально оно было построено как казарма для осужденных преступников, доставленных из Англии, а затем 15 лет служило заведением для душевнобольных, прежде чем стало домом для англиканской церкви Святого Симона. Примерно через 30 лет церковь Святого Симона была закрыта, а ее прихожане направились за две мили вниз по дороге в совершенно новую англиканскую церковь Святого Павла. С самого начала прихожане любили музыку.
«Они начали с хора, и этот хор пел вместе с самого начала», - говорит Тиарн. «Может быть, три или четыре года назад у нас было мероприятие, посвященное истории храма Святого Павла, и они показали видео с изображением первоначального здания. И даже на тех фотографиях можно было увидеть, как поет хор, как люди ведут музыку, и это было очень здорово».
Жители храма Святого Павла передали эту любовь своим детям и детям своих детей.
«Со временем это становится частью нашей культуры, что естественным образом приводит к росту молодых людей, которые видят, как другие служат, и хотят делать то же самое», - сказал Тиарн. «Сейчас мы пожинаем плоды этого - годы, годы и годы инвестиций со стороны руководства и старших людей в нашей церкви».
Австралийский КМС
На церковь Святого Павла также повлияла церковь, расположенная на соседней улице. Менее чем в пяти милях от нее Брайан и Бобби Хьюстон основали церковь «Хиллсонг» в 1983 году. Брайан поощрял свою команду поклонения писать собственную музыку, и 10 лет спустя руководитель поклонения «Хиллсонг» написал «Shout to the Lord». Песня мгновенно обрела успех, ее снова и снова пели в церквях, молодежных группах и христианских лагерях по всему миру.
Хиллсонг сыграл огромную роль в стремительном росте христианской музыкальной индустрии. В период с 1993 по 1997 год доля рынка продаж христианских альбомов в США увеличилась более чем в два раза, став самым быстрорастущим сегментом рынка. Еще несколько австралийских музыкантов способствовали росту христианской музыки в ту эпоху - кто-нибудь помнит первый альбом группы Newsboys? Или Ребекку Сент-Джеймс?
«Это породило музыкальную культуру, и в ней прозвучало: «Эй, давайте переосмыслим то, как мы поем в общине и поклоняемся», - говорит автор песен CityAlight Рич Томпсон. «И я думаю, что здесь это немного в воде».
Томпсон так полюбил музыку, что присоединился к еще одной австралийской группе - Revive - и четыре года выступал на разогреве у Third Day. Но я забегаю вперед - к Ричу мы вернемся позже.
В 90-е годы в церкви Святого Павла команда поклонения также начала писать и исполнять собственную музыку. Кит Бейкер вспоминает, как он пришел в команду в 1998 году в качестве пасторского стажера.
«Тогда они только что выпустили альбом - первый альбом, - рассказывает Кит. «На нем была большая духовая секция. Это была настоящая смесь самых разных песен».
«В Сиднее это прошло довольно успешно», - говорит Рич Вассалло, звукорежиссер, который начал посещать церковь Святого Павла примерно в то время. «Многие церкви подхватили эти песни. Затем в середине 2000-х они сделали студийную запись, которая по ряду причин не очень удалась. Но в 2011 году меня попросили проконтролировать еще один проект записи, но он должен был принять другую форму».
На этот раз St. Paul's не стали арендовать студию. Вместо этого они записывались вживую и попросили своих прихожан присоединиться к ним.
«Это было очень ситуативно», - говорит Рич. «У церкви не было на это бюджета, поэтому нам пришлось искать способы финансирования. Мы собрали оборудование у всех дома и пытались сделать так, чтобы оно работало».
И это сработало.
«В итоге все получилось», - сказал он. «Это совсем не похоже на то, что мы делаем сегодня, но это был действительно важный проект для нас, потому что мы многому научились благодаря ему. Он повлиял на многое из того, что мы сделали в области командной культуры, подготовки к проекту и помог нам четко определить конечную цель».
Какова же была конечная цель? Лидеры церкви были предельно ясны - это не продажа альбомов, не гастроли и даже не создание музыкальных шедевров. Все дело в том, чтобы предоставить «новые песни, которые можно петь в церкви, библейски обоснованные, современные и удобные для исполнения».
Поскольку церковь Святого Павла хотела быть «городом на холме», привлекающим других к «свету мира», они назвали альбом City Alight.
Начало написания песен
Музыкальный руководитель St. Paul's настолько проникся идеей написания песен, что попросил церковь заплатить кому-нибудь, чтобы тот вел ее на полставки. Он предложил Рича Томпсона, который вернулся в Австралию после 10 лет работы в Америке с группой Revive.
В церкви Святого Павла спросили, будет ли он писать для них песни два дня в неделю. Рич, который работал полный рабочий день и воспитывал семью, сказал, что может дать им один.
Тем временем в церкви Святого Павла начали проводить уроки музыки для детей из общины. Они попросили члена церкви Джонни Робинсона вести эту программу. Джонни был умным - настолько умным, что готовился к защите докторской диссертации по философии. Но у него не было способностей к администрированию. Он с трудом справлялся с логистикой уроков.
«Однажды вечером, когда я ждал, пока закончатся другие уроки, я играл на пианино», - рассказывает Джонни. «И я написал христианскую песню - церковную. Кто-то услышал ее и сказал мне: «Эй, а ты можешь сыграть эту песню, которую ты написал, - „Хвала Спасителю“ - в воскресенье?»
Он так и сделал.
Бухгалтер в церкви сказал мне, когда я был в офисе: «Эй, ты написал эту песню на днях. Я и не знал, что ты пишешь такую музыку», - говорит Джонни. «Думаю, потому что я так плохо управлял музыкальной школой - все было администрацией, и я понятия не имел, что делаю, - думаю, он был потрясен тем, что я сделал что-то, что не было ужасным».
Бухгалтер церкви был так впечатлен, что предложил Джонни другой день написания песен - тот, который Рич не смог провести. Рич и Джонни впервые встретились на встрече с музыкальным директором.
Музыкальный руководитель сказал: «Слушай, мне нужно идти на другую встречу. Вы, ребята, хотите продолжать общаться? Можете. Это прекрасно», - говорит Джонни. Рич сказал: «Вы хотите продолжать тусоваться? И я сказал: «Да, в одной из других комнат есть пианино, если вы хотите расслабиться, посидеть и поговорить». Мы сели, и я рассказал ему об идее песни. Я написал мелодию для нее, что-то вроде фолк-мелодии. И мы вместе написали «Jerusalem»».
Песня получилась прекрасной. Но не все в церкви Святого Павла были в этом уверены.
За что мы платим?
«В церкви были люди, которые не были уверены, что это хорошее использование денег», - говорит Джонни. «Они думали, что, возможно, нам не стоит за это платить, и, возможно, нам не стоит этим заниматься».
Им легко посочувствовать. В конце концов, разве не существует голодных людей, которых нужно кормить? Бездомные, о которых нужно заботиться? Вдовы и сироты, о которых нужно заботиться? Действительно ли это лучшее использование ресурсов, данных Богом?
Вот что утверждало руководство церкви: У нас есть уникальный дар - община, полная людей, которые любят музыку и преуспевают в ней. Использование этих даров для создания оригинальных песен - это служение, способ служить нашей общине и то, что мы можем дать другим общинам вокруг нас.
Чего не понимали в церкви Святого Павла, так это того, что они платили еще и за другое. Рич и Джонни знали стандарты индустрии и любили спрашивать, почему все происходит именно так, как происходит. Вместе они разработали музыкальную философию, которая зародила контркультурный подход к написанию песен.
Но чтобы понять, что они сделали, нужно сначала понять, как все устроено.
Как обстоят дела
Когда современная христианская музыка захватила радио и рынок компакт-дисков в 1990-х годах, она также повлияла на церковное богослужение. В период с 1998 по 2012 год, как показывают исследования, общины стали отказываться от хоров, бюллетеней и органов. Вместо этого они устанавливали проекционное оборудование и гитарные усилители. Изменились и тексты песен, сообщают авторы тщательного многолетнего исследования National Congregations Study. Поклонение «отошло от акцента на вере и доктрине и перешло к акценту на опыте, эмоциях и поиске наименее общего знаменателя».
Не всем понравились эти перемены, и во многих церквях так долго бушевали чувства, что споры стали называть «войнами поклонения». В конце концов, многие церкви разрешили конфликт, предложив два служения - одно традиционное и одно современное.
С годами ожесточенность этой битвы угасла. Во многих церквях по утрам в воскресенье поют как гимны, так и песни поклонения. На многих службах звучат песни, которые вы можете услышать на христианском радио или в плейлисте Spotify.
«Есть христианская музыка, которая звучит на радио, а есть христианская музыка, которая звучит в церквях, и, на мой взгляд, это две разные категории», - говорит Рич Томпсон. «В 2000-х годах они были совершенно разными. На самом деле, если вы посмотрите на чарты обеих этих категорий, они действительно отличались друг от друга с точки зрения наиболее часто воспроизводимых или наиболее часто исполняемых песен. Сегодня на радио звучит много песен прославления, а в церквях поют много песен радио».
Почему произошли изменения?
«Трудно сказать, почему именно это происходит», - сказал он. «Одна из причин, если вы поговорите с некоторыми представителями индустрии, заключается в том, что в воскресенье происходит нечто, когда люди поют песню в церкви, и она становится им знакомой».
Сотрудники радиостанций поняли, что «возможность играть эти песни в течение недели - это то, что понравится их слушателям благодаря тому, что они пережили в церкви», - сказал Рич. «И теперь происходит сдвиг, когда песни поклонения готовятся таким образом, чтобы их можно было слушать на радио. Раньше такого не было».
В этом есть смысл. Если мы поем песню, которая нам нравится в церкви, приятно услышать ее по радио или на музыкальной потоковой платформе. А если мы слышим песню, которая нам нравится по радио, то приятно спеть ее в церкви.
Теоретически, все хорошо. Но, конечно, реальная жизнь редко бывает такой же аккуратной и чистой, как теория.
Вот одна из проблем: когда мы играем по радио только музыку для поклонения, мы отсекаем множество других песен, которые не вписываются в эту коробку. В 90-е годы в большинстве церквей не пели «Go West Young Man» Майкла В. Смита, «Jesus Freak» группы DC Talk или «Great Adventure» Стивена Кертиса Чепмена. Но эти песни стали основой для многих христиан.
Эти песни - возможно, мы назовем их некорпоративными или частными песнями поклонения - могут быть более артистичными. Они могут идти на определенный риск, как в музыке, так и в текстах. Они могут быть более эмоционально сырыми, более личными. Они служат другой цели. Когда мы слушаем музыку поклонения только по радио, мы упускаем эти песни.
С другой стороны, когда мы поем в церкви только радио, мы лишаем себя многих возможностей для общинного пения. История церкви полна прекрасных песен, от «Blessed Assurance» до «Great Is Thy Faithfulness». Большинство из них не звучит по радио.
Еще больше сужает наш выбор, как это ни парадоксально, наша глобальная связь. По словам одного из авторов исследования, раньше музыкальные руководители церквей просматривали сборник гимнов или песен и выбирали песни, которые лучше всего подходят к их контексту. Теперь, похоже, лидеры поклонения черпают из сравнительно небольшого числа хитов, ставших популярными в Интернете, в мегацерквях или на конференциях.
Если вы хотите, чтобы ваша песня для поклонения вошла в этот список хитов, вам поможет написать текст, который не будет слишком теологически ограниченным или требовательным.
Вот пример: Несколько лет назад пресвитерианская церковь (США) хотела изменить строчку в песне Кита Гетти и Стюарта Тауненда «In Christ Alone». Они возражали против строки «И на том кресте, когда Иисус умер, гнев Божий был удовлетворен» и хотели заменить ее на более мягкую «Божья любовь была возвеличена». Гетти и Тауненд отказались внести изменения, утверждая, что искупление имеет решающее значение для евангельской истории. В ответ на это пресвитериане проголосовали за исключение песни «In Christ Alone» из своего гимна.
Еще один способ помочь своей песне стать хитом - работать в очень большой церкви. Недавнее исследование показало, что 36 из 38 самых популярных песен для поклонения в период с 2010 по 2020 год были представлены всего четырьмя источниками- «Хиллсонг» в Сиднее, «Вефиль» в Реддинге, «Элевейшн» в Шарлотте и «Пассион Сити Черч» в Атланте.
Все это мегацеркви. Но это не все, что их объединяет. Все четыре церкви теологически харизматичны, преимущественно белые и западные. К лучшему или худшему, они формируют поклонение для всех остальных, хотя большинство церквей по всему миру не разделяют их теологию, размер, местоположение или демографию.
Но все это не является главным возражением Рича против современного песенного творчества.
Слишком быстро
«Время, которое уходит на написание песни, - это то, о чем мы много думаем и говорим», - говорит Рич Томпсон. «Мы много говорим о том, почему мы пишем - каков наш мотив, что мы пытаемся сделать? И очевидно, что наш главный мотив - воздать славу Богу, и мы хотим сделать это, снабжая церковь библейскими песнями, которые легко петь и исполнять».
Очень важно помнить об этом в музыкальной индустрии, которая стала большой и прибыльной.
«Зачастую, когда искусство становится коммерциализированным, возникает опасность того, что процесс или администрирование преобладают над самим искусством», - говорит Рич. «Когда вы начинаете продавать больше, появляется спрос, и тогда вам нужно начать удовлетворять этот спрос. Мы неоднократно видели, как это происходит, и старались не допустить этого. Мы хотим быть уверены, что песни пишутся с явной целью вооружить церковь, а не для того, чтобы выполнить квоту, уложиться в срок или получить прибыль. Так что если наши песни не будут закончены вовремя, мы просто не будем записывать их в этом сезоне, и так бывало уже много раз. Немного беспокоит, что авторы в более крупных организациях не могут похвастаться такой же роскошью».
Дело не в том, что эти авторы песен не христиане или не могут сказать ничего хорошего. Дело в том, что давление, связанное с необходимостью быстрого исполнения, приводит к тому, что песни поклонения больше похожи на картины в отеле, чем на да Винчи.
«Очень часто у авторов песен есть годовые квоты, которые они должны выполнять», - говорит Рич Томпсон. «Это просто часть индустрии. Они получают аванс, который является своего рода инвестицией от организации, для которой они пишут. И организация должна вернуть им деньги. Это характерно для всех жанров».
Проблема в том, что быстрое написание под давлением приводит к соблазну писать без достаточной продуманности и тщательности.
«Если наша главная цель - вооружить церковь, если [песни] будут исполняться в церкви, то к созданию богословия в этих песнях нужно подходить с особой тщательностью», - говорит Рич. «И, по нашему мнению, на это должно уйти время. Вы говорите о Невесте Христа. Это одновременно и невероятная возможность для созидания и украшения Невесты, но и очень опасная. Есть много опасностей в том, чтобы потенциально ввести в заблуждение или научить потенциально немного неправильным вещам через ваши песни. И последствия этого в течение длительного времени очень значительны».
Это потому, что песни хорошо поддаются запоминанию. Вы почти не можете не запоминать музыку и слова, которые слышите снова и снова.
«Влияние этих старых гимнов на наше поколение было невероятно глубоким», - говорит Рич Томпсон. Возьмите такую песню, как «In Christ Alone» («Только во Христе») - это крепкая вероучительная песня, которую вы носите с собой. «Нет вины в жизни, нет страха в смерти». Сколько раз мы вспоминаем эти слова? Значит, эти песни должны быть глубоко, глубоко укоренены в Писании, если вы собираетесь вспоминать их таким образом. И если они хоть немного отклоняются, когда вы вспоминаете их и продолжаете вспоминать, это может сбить людей с пути или запутать их. Ставки очень высоки».
Джонни сравнивает это с проповедями. Слова, написанные для церкви, очень важны, и пасторы тратят время и силы, чтобы сделать их правильными. Но мало кто будет слушать проповедь снова и снова, пока не выучит ее наизусть. Поэтому, если пастору требуется несколько недель, чтобы написать проповедь, Рич и Джонни решили, что на написание песни у них уйдет не меньше нескольких месяцев, а иногда и больше года.
Но в песне не так много слов, как в проповеди. Так что же им делать все это время?
Как писать лирику по-другому
Первый шаг - определиться с темой. Рич хранит их список в своем телефоне - идеи, которые приходят ему в голову по ходу недели. Джонни хранит свои идеи в блокноте. Много раз их песни вырастали из серий проповедей в их церкви - «Но не я, а Христос во мне» появилась из серии проповедей о Филиппийцах, «Древность дней» - из серии проповедей о Данииле.
Следующий шаг - не писать.
«Если вы собираетесь написать песню о воскресении, недостаточно просто пересказать три первые мысли, которые у вас возникли о воскресении, или последнюю новость, которую вы услышали о воскресении», - говорит Джонни. «Ты не знаешь об этом достаточно. Я не знаю об этом достаточно. Никто не знает об этом достаточно, чтобы выдать три самых главных мысли из своей головы и написать об этом песню. Так что первые три, четыре, шесть месяцев мы с Ричем потратили на то, чтобы наполнить колодец».
Рич и Джонни слушают проповеди, читают книги и пишут друг другу статьи на эту тему. Иногда хорошая сессия написания песни - это несколько часов разговора вдвоем о разных вещах, которые они прочитали или над которыми размышляли. Их цель - понять сложную богословскую истину настолько хорошо, чтобы просто и легко объяснить ее любому человеку.
«Нам нужно понять: Что Бог пытается сказать нам через Свое Слово?» - говорит Рич. сказал Рич. «Как это относится к нашей церкви? Как мы практически воплощаем это в жизнь в течение недели? Мы обычно заполняем целую доску, прежде чем начать писать на бумаге».
Именно поэтому ни один автор песен CityAlight - ни Рич, ни Джонни, ни другие авторы из церкви Святого Павла - не состоит в штате.
«Каждый автор песен в CityAlight должен иметь какую-то поденную работу, чтобы в вашей жизни было что-то еще», - говорит Рич. «Это значит, что вы можете быть в мире, быть на работе, чувствовать то, что чувствуют другие люди в общине на ежедневной основе. Так мы можем взять богословские истины, над которыми мы работаем, и применить их к тем моментам, которые мы ощущаем в течение недели».
Это также снимает экономическое давление. Если ваш работодатель ожидает от вас постоянного потока популярных песен, у вас может возникнуть соблазн сделать что-то наспех.
Через некоторое время Ричу и Джонни даже не понравилось, что им платят за один день в неделю написания песен. Они перестали брать деньги от St. Paul's и продолжали писать на добровольных началах.
Даже после того, как авторы песен CityAlight заполнили свои колодцы, на то, чтобы перенести песню на бумагу, уходят месяцы. Темы, которые они затрагивают, сложны. А тут еще и Джонни.
Через некоторое время Джонни защитил докторскую диссертацию и начал преподавать философию в университете. В процессе работы он заметил, что даже одно слово, если его неправильно определить, может сбить с рельсов весь ход мысли.
«В самом начале у нас были правила», - говорит Джонни. «Мы говорили: «Если ты собираешься использовать более одного абстрактного существительного в стихе, ты должен объяснить, почему ты считаешь, что можешь добавить еще одно понятие, чтобы люди не запутались»».
Грамматические правила Джонни были строже, чем в большинстве руководств по написанию докторских диссертаций. Писатели должны были показать ему, как работают союзы - такие слова, как «и», «но», «или», «поскольку» или «потому что». Они должны были четко определить субъект и объект каждой строки. Если они меняли местоимения - такие слова, как «он», «она», «оно» и «мы», - между строками, они должны были четко определить, к какому субъекту относится местоимение.
И на этом он не остановился.
Как писать мелодии по-другому
«С одной стороны, текст должен быть понятным, а с другой - мелодия», - сказал Джонни.
Погоди-ка.
Я могу понять, почему текст должен быть ясным. Но почему мелодия? Ноты не пытаются объяснить Слово Божье. Почему важно, как они звучат?
Вот что рассказал мне Джонни: В театральных постановках термин «четвертая стена» означает воображаемую стену между актерами и зрителями. Когда она нарушается - возможно, из-за отключения звуковой системы или смеха исполнителя над чем-то, что случайно пошло не так, - это нарушение выводит зрителей из воображаемого пространства, в котором они находились. Они больше не в истории; они снова в театре, гадая, сколько еще осталось до антракта.
То же самое может произойти во время поклонения, говорит Джонни. Не то чтобы прихожане отстранялись от веры, как это происходит в театре. Но пение помогает нам сосредоточиться на Боге, погрузиться в другое пространство, перестать беспокоиться о том, что происходит вокруг.
Поклонение в храме Святого Павла на Касл-Хилл / любезно предоставлено страницей CityAlight в Facebook
Всевозможные проблемы - неожиданный мост, путаные тексты песен, недоступная нота - могут сломать эту «четвертую стену», вытолкнув нас из эмоционального поклонения обратно на скамью, где мы можем начать интересоваться нарядом сидящего перед нами человека или тем, сколько еще осталось до обеда.
«Вы держите всех как бы запертыми духовно - они думают о тексте; они поют Богу», - говорит Джонни. «И вдруг мелодия делает поворот, которого никто не ожидал, и все выходят из состояния сосредоточенности, из задумчивости. И они теряют настроение».
Джонни решил, что сможет прояснить мелодию, написав музыку, которая звучит знакомо.
«И я сказал: «Давайте попробуем писать в основном народные песни»», - говорит он. «Так что когда люди будут петь, они смогут догадаться, куда пойдет мелодия, и не будут в ней путаться».
Еще одно преимущество музыкальной простоты в том, что песню можно исполнить как в маленькой церкви с парнем и его гитарой, так и в большой церкви с полным составом. Это важно, потому что в половине австралийских церквей еженедельно бывает менее 50 человек. Половина американских церквей посещают менее 65 человек в неделю.
«Я очень хотел убедиться, что все, что мы напишем, будет работать и в этой комнате», - говорит Джонни. «В ней не должно быть октавных скачков. Она не должна зависеть от определенного синтезаторного звука. Она не должна зависеть от определенного барабанного грува. Она не должна быть настолько эмоционально требовательной, чтобы ее невозможно было спеть, если ты не испытываешь ничего, даже отдаленно похожего на то, о чем идет речь в песне».
Поначалу это разочаровало некоторых участников St. Paul's. Мелодии CityAlight казались слишком примитивными, почти скучными.
«Был некоторый скептицизм по поводу стиля песен, которые выходят», - говорит Джонни. Люди говорили: «Это очень просто. Не могли бы вы сделать это немного интереснее?».
Они смогли.
«На альбоме Only a Holy God мы в студии писали инструментарий для гитариста - мы наняли Найджела [Хендроффа], чтобы он пришел и сыграл для нас на гитаре в студии», - рассказывает Рич Вассалло. «Он сыграл невероятное гитарное соло, и оно звучало просто нереально, как будто вы слышали его на своем любимом альбоме. И в какой-то момент мы сказали: «Это так здорово. Но не могли бы вы сыграть это попроще?
«Это действительно то напряжение, когда мы хотим и наслаждаемся творческим подходом и тем, как хорошо это звучит, а потом говорим: «Нет, но это может означать, что кто-то послушает песню и решит: „Я никогда этого не добьюсь“ или „Я не буду пробовать эту песню“. И даже в самом начале нашей работы мы получали немало критики за слишком скучные мелодии, слишком упрощенную или не очень креативную музыку. Но мы продолжаем говорить себе, что это почетный знак... Потому что, независимо от творческого мнения, люди поют эти песни - и мы хотим, чтобы люди пели эти песни».
Совершенствование песен
Несколько раз в год группа из шести человек, в которую входит ведущий служитель церкви Святого Павла, собирается, чтобы прослушать представленные песни. Они слушают, как они поются, проверяют богословскую точность и спрашивают об употреблении местоимений. Они делят кандидатов на три категории: те, которые отклоняются, те, которым дается добро на небольшое редактирование, и те, которым нужно вернуться к чертежной доске для более серьезной работы.
Именно поэтому в песне «Only a Holy God» четыре куплета. Изначально в ней было всего три стиха, выражающих, насколько свят и отделен от нас Бог.
Старший служитель сказал: «Вы просто упускаете часть красоты. Да, Он свят, но Он также и близок», - говорит Рич Томпсон. «Нас это немного раздражало. Мы думали: « Слушайте, мы только что закончили эту песню. Но потом, как только вы это пережили, вы начали думать: « Вообще-то, знаете что, он прав, и нам нужно переосмыслить это».
Поэтому Рич, Джонни, Майкл Фаррен и Дастин Смит добавили еще один куплет.
«Теперь я думаю, что это пиковый момент в песне, когда вы дошли до этого момента и сказали: «О, это мой отец»», - говорит Рич. «Так что, как бы это ни было неприятно, я считаю, что это очень хорошая вещь».
Звук церкви
Когда CityAlight собирает достаточно песен для проекта, они готовы к записи. Но они не заказывают студию. И обычно они не нанимают музыкантов.
Вместо этого они звонят в свою церковь.
«На всех наших записях поют наши прихожане», - говорит Рич Вассалло. «Толпа, которую вы слышите в наших песнях, - это люди, которые посещают наши службы. Это звук церкви. Это самый прекрасный звук».
К тому времени, когда песня готова к записи, прихожане уже поют ее по воскресеньям и знают ее. Вечером люди приходят в церковь, украшенную в соответствии с темой альбома. Группа располагается на низкой сцене, которая выдвигается в зал, так что прихожане обхватывают ее.
Вечер включает в себя молитву, чтение Библии и проповедь. За исключением звукозаписывающего оборудования, это похоже на обычную церковную службу с несколькими дополнительными песнями.
«Мы просто любим, когда все приходят», - говорит Кит. А людям нравится приходить на эти записи, потому что они думают: «Эй, это же мой голос на этих альбомах, я тоже записываюсь».
Включение голоса прихожан настолько необычно, что когда Рич Вассалло получает песни от инженеров-микшеров, ему всегда приходится отправлять их обратно, часто по нескольку раз.
«Когда песня попадает на этап микширования, микс-инженер отсылает ее нам, и мы получаем великолепно звучащий трек», - говорит Рич. И мы говорим: «Сделайте толпу погромче. Включите толпу. Включите толпу». Мы возвращаемся туда и обратно четыре, пять, шесть раз... Это такая важная часть нашей записи». Голос церкви - это ключ к звучанию CityAlight».
Охлаждение и нагрев
С 2015 года Хиллсонг выпустил более 100 песен. Вефиль выпустил около 200. У CityAlight их 37.
Они начали с 10-песенного альбома Yours Alone в 2015 году. Несколько человек прислушались, особенно к песням «Jerusalem» и «Nothing but the Blood of Jesus». Восемнадцать месяцев спустя CityAlight выпустили еще 10 песен на альбоме Only a Holy God. Еще несколько человек послушали, особенно «Only a Holy God» и «Christ Is Mine Forevermore».
Вместо того чтобы ускориться, CityAlight замедлились. Каждый год они стали выпускать сингл или два, а может, и EP из шести песен.
В ноябре 2018 года это был «Yet Not I but Through Christ in Me». В 2019 году это был «Иисус, сильный и добрый». В 2020 году - «Да будет воля Твоя».
Постепенно число слушателей стало расти. Рич Вассалло начал получать сообщения от церквей за рубежом, которые переводили песни CityAlight. Однажды кофейный бариста Тиарне поблагодарил ее за то, что ее музыка усыпляет его детей по ночам. А беженцы из Украины, приземлившиеся в Стокгольме, смогли узнать и спеть «Иисус, сильный и добрый» вместе с церковью в своей новой стране.
«Каждый раз, когда я слышу, что кто-то знает песню, или вы сходите с самолета и заходите в случайное место, где вы никогда не были раньше - вы никого не знаете, - а потом играете первый аккорд, и все знают все слова», - говорит Тиарне. Недавно мы выступали на конференции, и экран перестал работать на песне «Но не я, а Христос во мне», что всегда нервирует. И прихожане пели громче, чем все остальные песни, которые мы когда-либо исполняли, без слов на экране. И это меня удивило. Меня всегда это удивляет».
К 2019 году Кит начал встречать после церковных служб людей, которые пришли в храм Святого Павла именно из-за CityAlight.
«Несколько недель назад к нам приехала женщина из Шанхая», - сказал он. Она сказала: «Знаете, мы поем ваши песни в нашей подпольной церкви, и я просто обязана была приехать и посмотреть на церковь, которая создала эти песни». О, боже мой, да? И я повел ее прямо в наш магазин. Я дал ей все диски, которые смог найти. Я сказал: «Возьмите их, используйте, как хотите». Это было безумие. Безумие думать, как Бог использует эти песни. Но было так здорово видеть ее в церкви».
Другой мужчина, находясь в отпуске на работе, прилетел из Сингапура в Сидней, чтобы поклониться в церкви Святого Павла. Кит посоветовал ему обязательно посмотреть на мост Харбор-Бридж, пока он будет в городе. Его не пугают посетители - на самом деле он поступал точно так же, несколько лет назад заезжал в пресвитерианскую церковь «Редимер» в Нью-Йорке, чтобы поклониться вместе с прихожанами Тима Келлера.
Влияние
Многие люди говорят CityAlight, что слушают их песни во время горя или болезни. Песня «Christ Is Mine Forevermore» звучала на десятках похорон. Песня «Day After Day, Jesus Reigns» призывала тех, кто переживает проблемы в браке или болезнь, вернуться к поклонению. Песня «My God Is All I Need» помогла одному слушателю преодолеть зависимость, а другому - поклоняться посреди боли и утраты.
Но, пожалуй, самым ярким примером этого является Джейми Трасселл, бывший пастор-учитель церкви «Жатва» в Джермантауне, штат Теннесси. Вот он говорит с прихожанами в начале 2023 года:
Во вторник утром я проснулся, напевая припев группы под названием CityAlight. Они исполнили песню «Это день, который создал Господь». В первом куплете этой песни говорится: «Это день, который Господь сотворил, / Мы будем радоваться, вознося его имя». В тот момент я не мог сказать, почему эта песня засела у меня в голове. Моя жена, наверное, сказала бы вам, если бы была честна: я не просыпаюсь каждое утро с песнями поклонения. И вот мы просыпаемся, а я пою эту песню и не знаю почему. Но вскоре реальность этих слов, конечно же, пришла домой.
Джейми Трасселл в воскресенье после авиакатастрофы / любезно предоставлено прямой трансляцией церкви «Жатва
Через несколько часов Джейми получил самый ужасный телефонный звонок в своей жизни: его ведущий пастор, исполнительный пастор, старейшина и два члена церкви попали в авиакатастрофу. Четверо из пяти человек погибли при падении. Только ведущий пастор выжил и находился в критическом состоянии.
На церковном служении Harvest пять дней спустя жена погибшего старейшины помогла церкви исполнить песню CityAlight «Но не я, а Христос во мне».
«Мы просто качали головой», - сказал Кит. «Мы говорим: «Это должно быть Божье дело». Мы так воодушевлены тем, как Бог использует наши скромные усилия в этой маленькой церкви на северо-западе Сиднея».
Что дальше
Рич Вассалло - единственный сотрудник CityAlight, но скоро ему понадобится еще помощь. От переводов до приглашений на выступления и записи - с ростом CityAlight приходится справляться. Тем более что участники группы - обычные люди, пишущие песни и отрабатывающие гитарные аккорды в обеденный перерыв или после того, как дети ложатся спать.
«Это было очень тяжело - все эти просьбы», - говорит Рич Вассалло. Потому что мы всей душой болеем за маленькие церкви и служения, и мы часто получаем такие просьбы: «Пожалуйста, приезжайте в нашу церковь, поддержите нашу команду». И нам бы очень хотелось иметь возможность делать это, быть в их личном пространстве, ободрять их - именно там вы получаете наибольшую отдачу. Просто невозможно сделать это для всех».
Один из очевидных вариантов - нанять музыкантов на полную ставку, составить гастрольный график и вести поклонение по всему миру. Я спросил Рича об этом.
«В этом году мы планируем свести наши международные поездки к нулю», - сказал он мне.
Хм... Звучит как отступление, не так ли?
Это зависит от того, кого вы спросите.
«Мы видим себя в первую очередь как служителей, пишущих песни и предоставляющих ресурсы», - сказал Джонни. «В этом году я хотел бы сосредоточиться на том, чтобы убедиться, что наша миссия и наше видение действительно ясны. . . . Мы хотим, чтобы люди знали, зачем они делают то, что делают, чтобы их сердца были в правильном месте, чтобы они продолжали посвящать себя, учить, читать и молиться».
Почти все, с кем я разговаривал, говорили одно и то же: «Мы знаем, что CityAlight находится на переломном этапе, когда нам нужно принимать решения о будущем. Но мы пока не видим, куда именно Бог нас ведет».
А потом каждый из них упомянул Азию.
«Мы все чувствовали, что Бог как бы указывает нам на Азию - вы знаете, это наша область мира», - сказал Рич Вассалло.
«Мы очень рады перспективе работать с Азией», - сказал Джонни.
«Как это будет выглядеть, если мы будем больше служить азиатским церквям?» Рич Томпсон сказал. «Знаете, немного сломать форму того, что было сделано в прошлом?»
В выходные после конференции Коалиции Евангелия группа CityAlight прилетела в Сингапур и дала концерт для 5 000 человек. В тот вечер они записали песню «Но не я, а Христос во мне» на мандаринском языке.
«Это было потрясающе», - говорит Джонни. «Люди в комнате плакали. Люди стояли на коленях, слыша эти песни на своем родном языке, на мандаринском. Так что это была действительно особенная ночь».
Это был не первый проект CityAlight в Азии - в начале прошлого года они записали клип на песню «Иисус, сильный и добрый» на Филиппинах с молодыми людьми, спасенными от секс-торговли.
«Мы хотели бы вернуться в обе эти страны и посмотреть, сможем ли мы начать работать с авторами песен там, чтобы вдохновить их», - сказал Джонни.
«Мы хотели бы, чтобы у нас появилось больше общинных авторов из Азии, особенно из Юго-Восточной Азии», - сказал Рич Томпсон. «Потому что я думаю, что нам не хватает голоса в нашей глобальной церкви. Во многом это Запад, который толкается на Восток, и восточные церкви поют песни, которые создаются и пишутся на Западе. Но разве не было бы замечательно, если бы происходило и то, и другое - чтобы песни, написанные на Востоке, исполнялись на Западе? Я думаю, что в результате этого церковь стала бы намного богаче».
CityAlight пока не знает точно, какими будут их дальнейшие шаги. Но это их не беспокоит. Десять лет назад они и понятия не имели, что их ждет впереди.
«Мы знали, что нам нужно идти по этому пути, но не совсем понимали, зачем это нужно и куда это приведет - просто понимали, что это хорошее занятие», - говорит Рич Томпсон. «С самого первого дня мы молились о том, чтобы Бог благословил и утвердил это служение в той мере, в какой оно принесет Ему славу и оснастит Его церковь. А если оно станет чем-то иным, чем это, чем-то неполезным, то мы будем молиться о том, чтобы Он быстро закрыл его - милосердно и быстро».