ПОИСК

Как 138-й псалом превратил меня в маму

Гарриэт Коннор
2021-12-08
(а не просто в родителя)

Я выросла в атмосфере равноправия полов. Я до сих пор помню жаркий разговор за столом для раскрашивания в детском саду — я была тем самым ребенком, который утверждал: «Нет такого понятия, как цвета для девочек и цвета для мальчиков». В моей средней школе для девочек был негласный девиз: «Победи мальчиков». Нас учили много работать и мечтать о большом; стать учеными, юристами и инженерами. Наши учителя редко предлагали традиционно женские профессии, такие как учитель или медсестра, а «слово на букву М» (материнство) никогда не упоминалось. 

Эбигейл Фавейл прекрасно описывает тот вид феминизма, в котором я была воспитана:

Классический феминистский аргумент предполагает гибкость половой роли - женщина может делать все, что может делать мужчина. Таким образом, предполагается иное представление о женской сущности, а именно: ее нет. Вместо этого женщины и мужчины становятся по сути взаимозаменяемыми, по сути одинаковыми. Поскольку женщина может делать все, что угодно, она больше не является чем-то особенным.

В результате я выросла весьма изолированной от своей женственности. В отличие от других девочек, я никогда не носила розовое. Я никогда не красилась. Я никогда не делала прическу. Юбки, грудь и менструации были лишь незначительными неудобствами, которые нужно было преодолеть, чтобы «победить мальчиков».

Родительство: Борьба за равенство

В юности я считала, что найти совместимого партнера - значит найти кого-то точно такого же, как я, - человека, разделяющего не только те же ценности и убеждения, но и те же интересы и вкусы, то же чувство юмора и стиль общения. Я ожидала, что партнерство подразумевает взаимозаменяемую работу двух людей для достижения общих целей.

Когда я в конце концов вышла замуж, а затем забеременела, я впервые начала воспринимать свое женское тело как нечто искусно созданное для определенной цели. И все же, как только я родила нашего первого сына, казалось, что только уход за ним отличал мою роль от роли моего мужа. Я каким-то образом пришла к родительству с мыслью, что наши с мужем отношения с сыном будут более или менее одинаковыми - наше "воспитание" будет одинаковым и идентичным.

Но так не получалось. Подход моего мужа к воспитанию детей был принципиально иным. Временами у нас были противоположные представления о том, что нужно нашему сыну от нас. Мой муж считал, что ему нужно больше независимости, а я думала, что ему нужно больше связи. Он считал, что я слишком мягкая, а я — что он слишком твердый. Из-за этого наша семейная жизнь была похожа на борьбу. Наши врожденные склонности постоянно тянули в разные стороны, что затрудняло достижение неуловимой цели «равенства». 

Материнство: Радостное воссоединение

В молодости я бесчисленное количество раз читала Псалом 138. Я обращалась к нему всякий раз, когда чувствовала себя одинокой, непонятой или потерянной, и находила утешение в истине, что Бог всегда со мной, что Он знает меня досконально и что Он замыслил план моей жизни.

Но в последние годы я обнаружила новый, более глубокий смысл Псалма 138. Я оценила не только явные истины о Боге, которым он учит, но и глубокие истины о человечестве, положенные в его основу. В моей жизни 138-й псалом теперь символизирует полный пересмотр — своего рода «обращение» — того, как я понимаю себя. 

Я есть мое тело

Я поняла, что унаследованное мною мировоззрение отчуждает человека от его тела. Я выросла в убеждении, что тело - это просто случайный контейнер, в котором хранится настоящий вы - ваша личность, убеждения и желания. Соответственно, быть мужчиной или женщиной довольно незначительно.

Напротив, как объясняет Нэнси Пирси в своей книге «Возлюби тело свое», «Писание рассматривает тело и душу как две стороны одной медали. Внутренняя жизнь души выражается через внешнюю жизнь тела». Она уточняет:

Библейская этика воплощена. Мы созданы по образу Божьему, чтобы отражать Божий характер как в нашем разуме, так и в наших телесных действиях. Здесь нет разделения, нет отчуждения. Мы - воплощенные существа.

Это ясно видно из Псалма 138:1-4:

Господи! Ты испытал меня и знаешь.
Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю;
Ты разумеешь помышления мои издали.
Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня,
и все пути мои известны Тебе.
Еще нет слова на языке моем, —
Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.

Здесь нет большого разделения между разумом и телом человека. Когда Бог знает меня, Он знает не только мои мысли и невысказанные слова, но и мои физические действия. Я не просто нахожусь в своем теле - я есть мое тело, а также моя душа. Согласно Библии, наши тела имеют значение, потому что они являются средствами, которые Бог дал нам для почитания и отражения Его в этом мире.

Я - женщина

В Псалме 138 псалмопевец воздает хвалу Богу за то, что Он создал его тело и душу с определенной целью:

Ибо Ты устроил внутренности мои
и соткал меня во чреве матери моей.
Славлю Тебя, потому что я дивно устроен.
Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это.
Не сокрыты были от Тебя кости мои,
когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.
Зародыш мой видели очи Твои;
в Твоей книге записаны все дни,
для меня назначенные,
когда ни одного из них еще не было.
(ст. 13-16)

Эти стихи убеждают меня в том, что мой пол является частью Божьего замысла. Бог не случайно сформировал для меня женское тело. И поскольку Бог сделал меня женщиной, «дни, предназначенные для меня», будут иметь определенную форму. Как отмечает Пирси: «Физическое строение нашего тела раскрывает ключ к нашей личной идентичности... Христианская этика уважает телеологию [встроенную цель] природы и тела».

Я - мать

«Обращение», которое я описываю, началось с того, что я не могла ответить на вопрос, чем отличаются матери и отцы? Я прочитала всю Библию, отметив все, что в ней говорится о родительстве, и даже написала книгу на эту тему. Но я все еще не мог удовлетворительно ответить на вопрос о гендерных различиях в воспитании детей. 

Я так внимательно следила за тем, что говорится (или, скорее, не говорится) в Библии, что не заметила, что библейские образы и символы предполагают творение. Я усердно изучала Священное Писание, но пренебрегала чтением книги природы.

Я не понимала реальности того, что, по словам Фавале,

...существует данность наших тел; они наделены священным смыслом, который не определяется и не создается по нашей прихоти. Тела говорят на языке символов, с нашего разрешения или без него.

Например, в Псалме 138 материнское чрево ставится в параллель с «глубинами земли» как местом творения. Первый человек был создан в «чреве» земли, когда Бог формировал и оживлял прах земной (Быт.  2:7). Каждый день земля продолжает «рождать», когда семена, посаженные в нее (в нее?), прорастают в растительность. Женщина подобна земле в том, что она имеет потенциал для зарождения новой жизни в своем теле. 

Удивительно думать, что во время моих беременностей Сам Бог работал над созданием человека в моей утробе. Я помню свою первую, сюрреалистическую ночь материнства — я с благоговением смотрела на настоящего человеческого ребенка, который, совершенно чудесным образом, только что появился на свет. Я чувствовала себя как Ева, первая мать, которая удивлялась: «С помощью Господа я произвела на свет мужчину» (Быт.  4:1). 

Я не «родитель»

Я поняла, что разница между матерями и отцами начинается с наших тел. Во время беременности я была первым домом для наших детей. При рождении они появились на свет из моего тела. При кормлении грудью я была для них первым источником питания и комфорта. Конечно, наши дети появились от моего мужа и принадлежат ему так же, как и мне. Но отношения отца со своими детьми начинаются на большем физическом расстоянии, которое он должен преодолеть с помощью личных обязательств.

Согласно Бытию 1-2, мужчины и женщины также имеют разное происхождение - Адам появился из земли, а Ева - из Адама. Как объясняет Аластер Робертс:

Мужчины и женщины формируются отдельно и по-разному; существует соответствие между их природой и их предназначением. Еще раз: мужчина создан из земли, чтобы обрабатывать землю, служить земле и управлять ею. Женщина создана из мужчины, чтобы приносить жизнь и общение через союз.

Поэтому как мать я символизирую и представляю нечто отличающееся от моего мужа. Не существует бесплотного, бесполого «родительства» — есть только настоящие матери и отцы, которые по-разному связаны со своими детьми. Меня не должно удивлять, что я по-прежнему сосредоточена «внутри» — склонна «обустраивать дом», готовить еду, создавать уют и кров в наших четырех стенах. Это то, что мое тело делает для наших детей с момента их зачатия. 

Конечно, не все женщины становятся матерями, родив ребенка. Но даже приемные и мачехи, как правило, имеют те же тенденции, потому что они имеют естественную гормональную реакцию на детей, которые называют их "мама". Дети, о которых мы заботимся, иногда вытягивают из нас материнство.

С другой стороны, мой муж склонен относиться к нашим детям, ориентируясь на внешний мир - он стремится быть их представителем, защищать и обеспечивать их, а также наделять наших детей навыками и силой, которые понадобятся им, чтобы противостоять миру. Именно в этом с самого начала заключались его телесные отношения как отца.

Все это стало революцией в моем самопонимании и в моем подходе к воспитанию детей. Я больше не стремлюсь стать взаимозаменяемой со своим мужем. Я с радостью воссоединилась со своим женским телом и теперь просто стремлюсь жить и общаться с детьми в соответствии с этим. И я научилась ценить иной подход моего мужа к воспитанию детей как идеальное и необходимое дополнение к моему. Мы перестали пытаться заниматься «воспитанием» и учимся тому, что на самом деле значит быть матерью и отцом. 

Статьи по теме:
Гарриэт Коннор
Постепенно путаница в моей голове сменилась ясностью, мое чувство вины и страх сменились свободой, сомнения сменились уверенностью.
Джон Пайпер
Идея равенства мужчины и женщины сегодня не просто в мейнстриме – опасно даже намекнуть, что в этом равенстве есть оговорки. Но мы попробуем намекнуть.
Мейси Инглиш
Нас призвали быть плодотворными, верными управляющими тем, что вверил нам Господь.
Катрин Маак
Если вы из тех родителей, кто страдает комплексом неполноценности, знайте: вы не одни такие.
Работает на Cornerstone