ПОИСК

Пришествие Христа перед простым выбором ставит сердца

Скачать

КАК ПРОДЛИТЬ РАДОСТЬ РОЖДЕСТВА?

Мы не знаем точно, когда именно пришёл в этот мир Иисус. Речь идёт не только о том, что мы лишь приблизительно можем назвать год его рождения, но мы не знаем и того, родился ли он зимой или, скажем, весной. Иудеи не отмечали день рождения так, как отмечаем его мы сегодня. Мы празднуем день Рождества Христова 25 декабря, потому что в древности это был день зимнего солнцестояния, когда ночь была самой длинной, а день самым коротким. Традиционно в Римской империи на эти дни приходились языческие праздники, такие как Сатурналии в честь бога Сатурна или Врумалия в честь бога времени Кроноса, богини плодородия Деметры или бога «вечеринок» Вакха. Завершался сезон сбора и обработки урожая, можно было подвести итоги года и отпраздновать их. В эти дни было принято дарить подарки и отпускать на волю рабов.

Когда же христианство стало официальное религий в Римской империи, эти праздники были сперва отменены, но потом, в силу своей популярности, возвращены, однако теперь торжества были посвящены рождению Иисуса Христа. Наверное, можно даже сказать, что в какой-то мере советская традиция отмечать Новый год, а не Рождество, в чём-то всего лишь возвращала нас к дохристианским корням этого праздника.

Однако, какой бы ни была история того, как мы начали отмечать Рождество, безусловно, есть огромный символизм в том, что мы вспоминаем о пришествии в мир Мессии именно в то время, когда ночь идёт на убыль, а день прибавляется. Августин Блаженный в своей проповеди на Рождество указывает именно на это:

Сам благоволил родиться тогда, когда дни начали увеличиваться... Ибо жизнь человеческая должна сама в себе оскудевать и иссякать, а во Христе преспевать и восполняться…

(Августин Блаженный «Слово на Рождество Христово»)

Ведь пришествие в мир Спасителя сопровождалось сиянием Божьей славы, что была явлена пастухам возле Вифлеема. Подобный свет одновременно ужасает нас, но и манит к себе так, как ничто другое в этом мире. Поддадимся ли мы этому влечению? Вернёмся ли мы в это сияние лучей славы Божьей? Или предпочтём покрепче закрыть глаза? Пришествие в мир Христа перед очень простым выбором ставит сердца.

В Вифлееме у Марии подошло время родов, и она родила своего первенца, запеленала Его и положила в кормушку для скота, потому что для них не нашлось места в гостинице. Неподалеку были пастухи, которые жили в поле и стерегли ночью свое стадо. Вдруг перед ними предстал ангел Господа, окруженный сиянием Господней славы. Пастухи очень испугались, но ангел сказал им: «Не бойтесь. Я пришел сообщить вам весть, что принесет великую радость всему народу! Сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель – Христос, Господь!»

(Евангелие от Луки 2:6-11)

ПОВСЕДНЕВНЫЙ СВЕТ СЛАВЫ

Очень сложно представить себе новогодние праздники без хлопушек, бенгальских огней и фейерверков, озаряющих зимнюю ночь вплоть до предрассветных часов. Сердца даже взрослых мужчин наполняются детской радостью, когда они видят эти праздничные огоньки. Мы как будто вновь становимся детьми.

Во многом фейерверки являются своего рода образом всех этих праздничных дней. Точно так же они озаряют своим светом наши серые будни. В этих словах очевидно противопоставление: серость повседневной жизни и яркая вспышка праздников. А как бы хотелось, чтобы эти дни не кончались, а в жизни нашей было больше света. Но жизнь не праздник. В ней есть своя рутина, от которой никуда не деться, и мы можем лишь надеяться на то, чтобы по чуть-чуть разбавлять сумерки будней какими-то яркими вспышками приятных моментов. Такими вспышками становятся свидания с любимыми, выходные, хорошо сваренный кофе или долгожданный отпуск. Откуда же нам взять свет, который наполнил бы каждый день нашей жизни? Вот и выходит, что мы живём как бы урывками.

Евангельская история начинается с того, что, когда Иисус рождается, ночь превращается в день, потому что лучи сияния славы Божьей пронзают эту чёрную ночь. Ночь превращается в день, когда разверзаются небеса, и ангелы являются пастухам. Но когда Иисус умирает, день превращается в ночь. Евангельская история начинается с великой радости, а заканчивается тьмой великой. Это не солнечное затмение, но как будто кто-то выключил свет во вселенной, когда Свет мира вошёл в долину смертной тени. Мы противопоставляем радости праздников серые будни. А Бог на кресте сгущает краски.

Однако это ещё не конец истории. Евангелист Иоанн совершенно неслучайно начинает своё повествование с того, что пишет, что тьма так и не смогла покорить свет. Смерть Христа ознаменовалась затмением, чтобы моя жизнь характеризовалась озарением. Входя в комнату, мы не выключаем тьму. Мы зажигаем свет, потому что тьма – это лишь отсутствие света. Почему же тогда мы не видим этот Свет? Может быть оттого, что мы отчаянно зажмуриваем глаза, предпочитая не видеть Его? Что, если в это Рождество мы наконец-то пустим Свет Христа в нашу жизнь, доверившись Ему в тихой молитве покаяния? Чтобы затем рассказать всем об этом самом важном решении в нашей жизни, приняв таинство святого водного крещения. Откройте глаза. Впустите свет в свою жизнь.

ПРИМЕНЕНИЕ

  • Рождение Христа ставит нас перед выбором: продолжать ли нам и дальше бояться жизни, прятаться от Бога и людей, притворяться, что мы всё держим под контролем, или смириться под властью Христа, впустить Его свет в свою жизнь и начать жить и ходить во свете Его славы.
  • Живите во свете. Ходите во свете. Отражайте свет Христа.

Астроном Стивен Хоукинг, преподававший в Кембриджском университете, как-то сказал, что религия – это сказка, написанная для тех, кто всё ещё боится тьмы. Профессор математики этого же университета Леннокс Льюис ответил ему на это, что атеизм – это сказка для тех, кто всё ещё боится света.

Работает на Cornerstone