ПОИСК

Воскресение Христа меняет моё восприятие самосовершенствования

Скачать

КАК НАЙТИ СЕБЯ ТАК, ЧТОБЫ УЖЕ НЕ ТЕРЯТЬ?

Сегодня не так просто найти людей, которые бы действительно не верили в Бога. Речь в данном случае не о философских уловках, гласящих, что нам нужна хоть какая-то вера в Бога, чтобы отрицать Его существование. Совсем нет! Просто подавляющее большинство людей вокруг нас отдаёт себе отчёт в том, что наша жизнь не сводится лишь к физическому существованию, что наш мир духовен и огромное влияние на нас оказывают именно наши духовные установки. 

Однако было бы колоссальной ошибкой считать, что это значит, что люди вокруг нас действительно являются христианами даже в том случае, если они соблюдают Великий пост или появляются в церкви во время больших праздников. Так, социологи Кристиан Смит и Мелинда Дентон в своей книге 2005 года «Переоценка ценностей», посвящённой исследованию религиозных пристрастий американских подростков, пришли к выводу, что многие из них верят в пять основных постулатов: (1) Бог существует, именно Он сотворил мир и сегодня наблюдает за жизнью людей на земле. (2) Бог хочет, чтобы люди были хорошими, добрыми и справедливыми по отношению друг к другу.  (3) Основная цель в жизни – быть счастливым и верить в себя. (4) Богу нет необходимости принимать какое-то участие в жизни человека, за исключением тех случаев, когда людям нужна помощь в беде. (5) Хорошие люди попадают в рай. Что вы думаете по поводу этих воззрений? Отражают ли они ваше мировоззрение? Смит и Дентон резонно пришли к выводу, что подобные религиозные воззрения далеки от традиционного христианства и назвали их «моралистически-терапевтический деизм». Вот как Род Дрейер характеризует это учение:

Проблема с моралистически-терапевтическим деизмом… в том, что он уделяет основное внимание самосовершенствованию, субъективному ощущению счастья и умению уживаться с другими. Он не имеет практически ничего общего с христианством…, которое учит нас жертвенной любви… Хоть это учение и кажется христианским, оно является естественной религией культуры, поклоняющейся «Своему Я» и материальным благам.

(Роберт Дрейер «Бенедиктинский выход»)

Но основная проблема с этим учением даже не в том, что оно кажется христианским, но таковым не является. Фундаментальные трудности с этим мировоззрением связаны с его безосновательностью. На чём же основаны эти убеждения, что столь популярны сегодня? Поразительно, но мы вынуждены признать, что совершенно ни на чём. В этом смысле современный человек похож на героя мультфильма, уверенного, что он крепко стоит на ногах, не замечая, что земли под ногами уже нет. То есть мы понимаем, что важно верить во что-то, но не совсем отдаём себе отчёт в том, во что именно нам стоит верить. Нам бы хотелось, чтобы у наших убеждений был какой-то твёрдый и непоколебимый фундамент, чтобы вера не была лишь красивой легендой, но была укоренена в истории. Открывая письмо апостола Павла коринфской церкви, мы видим, как Павел напоминает своей аудитории, что именно такой и является наша вера. Принимая это, мы начинаем совсем по-другому смотреть на себя и на процесс своего становления.

Братья, хочу еще раз напомнить вам Радостную Весть, которую я вам возвещал, которую вы приняли и в которой вы утвердились. Она спасительна для вас, если только твердо придерживаетесь того, что я вам возвещал, а иначе ваша вера напрасна. Самое важное, что я получил, я передал вам: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям. Он был погребен и был воскрешен на третий день согласно Писаниям. Он явился Кифе и потом двенадцати ученикам. После этого Он явился еще более чем пятистам братьям одновременно. Большинство из них еще живы, а некоторые уже умерли. Затем Он явился Иакову, потом всем апостолам, и последнему из всех явился мне, жалкому недоноску. Ведь я самый наименьший из апостолов и даже не заслуживаю чести называться апостолом, потому что я преследовал церковь Божью. Но по благодати Божьей я есть тот, кто я есть, и Его благодать во мне была не напрасной: я трудился больше, чем все остальные, впрочем, не я, а благодать Божья, которая со мной. Не имеет значения, кто возвещает: я или они. Главное – вы поверили в то, что мы возвещаем.

(1 Послание Коринфянам 15:1-11)

ПЕРЕКРЁСТКИ ИСТОРИЙ

Безусловно, наша жизнь больше, чем просто её физическая составляющая. Христиане и те неверующие, кто признаёт эту духовную часть бытия, правы в этом. Эту истину очень трудно отрицать. Однако на этом перекрёстке мы сворачиваем совсем не туда, когда отказываемся оценивать различные религии и духовные практики, просто опуская руки и скатываясь к таким дежурным фразам, как «самое важное – это искренне верить» или «неважно, во что он верит, главное, чтобы человек был хороший». Ведь любому из нас довольно легко совершенно искренне заблуждаться и все мы знаем, насколько сложно быть хорошим человеком, если каких-то глубинных причин для этого не так много. Не говоря уже о том, что у каждого из нас совершенно разные определения того, что значит быть хорошим человеком. Благость человека напрямую зависит от его убеждений. А от их крепости зависит в свою очередь то, насколько на эту доброту можно рассчитывать в будущем даже в стрессовых ситуациях. 

Возьмите для примера историю апостола Павла. Будучи гонителем церкви, он был совершенно искренен в своих убеждениях. Не говоря уже о том, что для многих людей он был весьма неплохим человеком. Многие последователи «лжемессий» довольно быстро превращались в древности в небольшие террористические группы, а значит, борьбу Савла можно в чём-то назвать своего рода «контртеррористической операцией». Итак, он был совершенно искренен в своих убеждениях и многие считали его весьма неплохим человеком. Были ли он прав? Совсем нет! Вот почему Гилберт Кийт Честертон считает чрезвычайно важным, во что именно искренне верят люди. Во вступительной главе к своему трактату «Еретики» он пишет:

…существуют люди, к числу которых принадлежу и я, считающие, что наиболее практичным и важным в человеке являются его взгляды на вселенную. Когда мы думаем о хозяйке постоялого двора, сомневающейся, принимать ей или нет постояльца на ночь, мы помним, что ей очень важно знать уровень благосостояния ее гостя. Но еще важнее для нее знать его философию.

(Гилберт Кийт Честертон «Еретики»)

Плохо быть всего лишь неплохим человеком. Таких не берут в рай. Да и искренность веры важна лишь тогда, когда мы целиком и полностью доверяемся именно истине, поскольку лишь она способна покорить наши сердца. Христианство не просто предлагает нам систему самосовершенствования, сопоставимую с другими учениями. Оно претендует на то, что лишь эта история является истинной и только поэтому она достойна того, чтобы мы ей доверяли всем сердцем. 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВОСКРЕСЕНИЯ

В своём первом письме церкви в Коринфе апостол Павел цитирует древний символ веры, который говорит, что Иисус не только умер за наши грехи, но и воскрес из мёртвых на третий день, как и было предсказано в тех книгах Библии, что мы сегодня называем Ветхим заветом. При этом это исповедание использует весьма любопытную фразу: «на третий день». Слова эти встречаются в Евангелии от Марка, которое считается самой ранней историей Иисуса Христа, записанной скорей всего со слов апостола Петра. Эта история появляется вскоре после гибели Христа и Его воскресения. Это значит, что и вероучение, которое цитирует Павел корнями уходит в самые первые дни зарождения Христианства. 

Но, конечно же, читая этот древний символ веры, мы прежде всего обращаем внимание на другое, а именно на то, что Павел приводит весьма список людей, видевших воскресшего Иисуса своими собственными глазами. Их так много, что практически каждый в Иерусалиме и окрестностях знал хотя бы кого-то, кто видел воскресшего Иисуса. А к моменту написания письма церкви в Коринфе многие из них всё ещё живы, так что, если бы кто-то захотел проверить слова Павла, они с лёгкостью могли бы разыскать этих людей. Любопытно, что в этом длинном списке апостол Павел упоминает лишь два имени и одно из них – это как раз имея апостола Петра, с чьих слов и было, скорей всего, записано Евангелие от Марка.

Можно было бы это всё объяснить массовой галлюцинацией людей, но вот проблема в том, что галлюцинации по определению не являются чем-то массовым. Галлюцинации может испытывать какой-то один человек, но не группа людей вместе. Не говоря уже о том, что в случае с Иисусом это не было единовременное событие. Он являлся не единожды, но регулярно на протяжении сорока дней после Своего воскресения из мёртвых. Всё это говорит о том, что любой честный скептик вынужден в какой-то момент признать, что намного логичнее поверить в то, что Христос воскрес, чем продолжать отрицать очевидное.

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

Мы живём в век, когда самым важным вопросом становится не найти рай, прощение грехов, жизнь вечную или даже смысл бытия, но найти прежде всего себя и обрести мир именно с собой. Мы отдаём себе отчёт в том, насколько легко потерять себя в семье, в друзья, в учёбе и оценках или в работе. Вот как Роберт Белла характеризует фундаментальные убеждения большинства людей сегодня в своей книге «Привычки сердца». Он пишет: 

…у каждого человека есть свои уникальные чувства и интуиция, которые должны найти своё выражение, чтобы наша индивидуальность раскрылась полностью… Для этого нам необходимо противостоять попыткам загнать нас в узкие рамки моделей поведения, навязываемых извне. 

(Роберт Белла «Привычки сердца»)

То есть, если я на самом деле хочу быть счастливым, мне нужно понять, чего именно я хочу в глубине своего сердца, а затем сделать всё от меня зависящее, чтобы добиться воплощения этих желаний в жизнь. Подобные убеждения называются «экспрессивный индивидуализм». Однако у нас возникает ряд проблем. Во-первых, наши желания конфликтуют друг с другом и не всегда мы можем понять, какое именно нам стоит воплощать в жизнь. Во-вторых, не все желания оплачиваются в той степени, что способна прокормить меня. Речь даже не идёт о стремлении быть художником или поэтом. Что, если моё самое фундаментальное желание – это не работать. Наконец, хотим мы того или нет, но не все наши желания одобряются обществом. Это понимает любой ребёнок, ощутивший в глубине души, что его призвание – это кидаться едой в окружающих. То есть нам никуда не деться от узких рамок моделей поведения. 

Но самое главное кроется, пожалуй, даже не в этом. Обратите внимание, что общество мне навязывает, что я должен «быть собой», в том понимании, которое приемлемо для этого социума, и лишь тогда, когда я буду принят обществом, я смогу принять себя. Моя сущность всё ещё сокрыта в том, что думают обо мне окружающие.

Выход из этой ситуации лишь один. Полл Трипп в своей книге «Веди за собой» напоминает нам, что мы можем черпать нашу идентичность горизонтально, ища её в своих свершениях или взаимоотношениях с другими людьми, или вертикально, находя её в том, что Бог сделал для нас.

С момента грехопадения люди ищут по горизонтали то, что они были сотворены найти только по вертикали. Они просят, чтобы люди, места или вещи дали им то, что может подарить лишь идентичность, данная Господом.

(Пол Трипп «Веди за собой»)

Именно ради этого Христос и приходит в этот мир. Однако наша проблема в том, что мы все очень хорошо понимаем, что мы из себя представляем. И если мы можем ввести в заблуждение людей, то с Богом этот трюк не пройдёт. Он видит нас насквозь. Он знает все наши ошибки, несовершенства и все наши грехи. Перед Ним все наши попытки оправдать себя в одночасье оказываются несостоятельными. Вот почему нам так страшно искать свою сущность в Боге. Уж больно неприглядной является картина. Иисус погибает на кресте для того, чтобы восстановить наши взаимоотношения с Господом и вернуть нам ту идентичность, что мы можем получить лишь из рук Небесного Отца. Христос теряет себя в моих грехах, чтобы я мог потеряться в любви Бога Отца. Иисус становится моим грехом, чтобы я познал, что моя душа больше, чем сумма всех моих ошибок в жизни. Спаситель открывает нам дорогу домой, к нашему Небесному Отцу.

Приняли ли вы эту новую сущность? Нашли ли вы себя в объятиях Бога Отца? Если вы ещё не сделали этого, обратитесь к Богу в тихой молитве покаяния, смирившись перед Его господством в вашей жизни, попросив Его простить вам ваши грехи и подарить жизнь вечную. Расскажите о том, что вы наконец-то нашли себя в Боге, таинством святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ: ПОЛОЖИТЕ СЕРДЦЕ НА МЕСТО

Были ли у вас ситуации, когда вы не могли найти свой кошелёк или какие-то документы? Вы когда-нибудь теряли ключи от дома у себя дома? Одно время продавались даже брелоки, реагировавшие на свист. Потеряв ключи, можно было просто свистнуть, чтобы раздался звуковой сигнал брелока. Но, как ни странно, приобретя такую вещь, мы тратили два дня на то, чтобы свистеть в брелок, радуясь тому, как он пищит, а вот как только нам нужно было найти потерянные ключи, оказывалось, что брелок нас не слышит, когда лежит под диванной подушкой. 

Ну или кто не сталкивался с курьёзной ситуацией, когда мы не могли найти свой телефон и нам нужно было позаимствовать чей-то аппарат, чтобы позвонить себе? При этом, конечно же, все мы знаем, что для того, чтобы не терять эти вещи, нам нужно их просто всякий раз класть на место. Однако раз за разом мы этого не делаем, и история повторяется.

Приблизительно то же самое происходит и с нашим сердцем. Мы постоянно теряем его, позволяя душе прилепиться к вещам, которые мы не в силах будем удержать. Мы знаем, что ни карьера, ни семья, ни деньги, ни свершения, ни наслаждения, ни какие-то материальные ценности не смогу подарить нам ту значимость, что мы жаждем, в жизни. И тем не менее, мы продолжаем наступать на одни и те же грабли.

Выход же очень простой. Нам нужно приучить оставлять своё сердце на месте – в руках Господа Бога. Для этого вслед за апостолом Павлом нам нужно сделать два простых шага – напомнить, чтобы найти. Нам всем нужно регулярно напоминаем себе о сути того, во что мы поверили. Потому что мы все склонны забывать Радостную Весть Христа, предпочитая жить в соответствии с законом правил и свершений. Не говоря уже о том, что с течением времени нам всем свойственно сомневаться в том, что история эта и правда произошла. Делаем же мы это для того, чтобы находить своё истинное я, свою сущность и идентичность в свершениях Христа. 

Тимоти Келлер в своей книге «Свобода самозабвения» приводит пример одного из интервью знаменитой певицы Мадонны. В нём она признаётся:

Всю мою жизнь меня толкает вперёд страх оказаться посредственностью. Это то, что всегда придаёт мне силы. Я преодолеваю этот ужас и вскоре вижу, что я на самом деле особенная. Но проходит время и страх подкатывает вновь. Мне кажется, что я совершенно неинтересна людям и мне нужно сделать что-то ещё. Ведь, даже став кем-то, мне всё время нужно доказывать, что я кем-то являюсь. Борьбе этой нет и, по всей видимости, не будет конца.

(Мадонна, интервью журналу Vanity Fair)

Такого рода терзания знакомы каждому из нас. У всех нас, прежде всего, болезненное восприятие себя, а значит, и искажённое понимание процесса самосовершенствования. Вот почему нам всем так нужна весть о том, что Бог любит нас и погиб за нас таких, какие мы есть. Продолжая, Келлер показывает, как Радостная Весть Христа приводит к истинной свободе в нашей жизни.

Вы осознаёте, что в христианстве оценка идёт впереди работы? Вердикт уже вынесен. И теперь я тружусь на основании той оценки, что мне была уже дана. Благодаря тому, что я любим и принят Богом, я могу делать что-то не для того, чтобы это выглядело хорошо в моём резюме. Я могу созидать ради самой радости созидания. 

(Тимоти Келлер «Свобода самозабвения»)

Работает на Cornerstone