ПОИСК

Воскресение Христа меняет восприятие свершений

Скачать

КАК НЕ ДАТЬ ПОБЕДАМ ВСКРУЖИТЬ ГОЛОВУ, А ПОРАЖЕНИЯМ – ПОГУБИТЬ СЕРДЦЕ?

У свершений век недолгий. Любой, кто когда-либо оказывался на высшей ступени пьедестала, скажет вам об этом. Твой триумф длится несколько мгновений, а потом всё начинается сначала. Конечже, большинству из нас незнакомо это чувство. Но ведь можно и не быть чемпионом самому, чтобы хоть в малой мере ощущать, сколь мимолётно это чувство достижений. Мы ощущаем его не только тогда, когда наша любимая команда выигрывает в чемпионате. Мы живём с этим чувством каждый день. Эта жажда свершений манит нас, толкает вперёд и одновременно убивает. 

Крис Эверт была одной из лучших теннисисток не только своего времени, но и вообще в истории тенниса. Она родилась в семье, обожавшей этот вид спорта. Её отец был её тренером. Естественно, что увлекались этой игрой и сестра, и брат Кристины Эверт. В 1990-ом году, то есть через год после завершения карьеры, в интервью одному журналу она призналась:

Я и понятия не имела, кем я была или могла бы быть вне тенниса. Меня настигла депрессия, мне было просто страшно от того, что большую часть моей жизни я была чемпионкой по теннису. Я была совсем потеряна. Когда я одерживала победы, я ощущала себя кем-то. Я чувствовала себя красивой. Это было сродни наркотику, от которого я не могла отказаться. Мне нужны были победы, необходимы были аплодисменты, ведь в них я находила себя.

(Крис Эверт)

Но если в спорте всё весьма очевидно, то в жизни те же самые переживания порой растягиваются на более длительный срок, а потому мы иногда не замечаем их остроту. Век атлета недолог, а обожание людей капризно. Агония поражения и пустота победы ощущаются сильней. В карьере, в семье или в бизнесе мы тратим подчас всю нашу жизнь, прежде чем замечаем, насколько всё было бессмысленно, когда выходим на пенсию или когда дети уезжают из родительского дома. 

В своём первом письме коринфской церкви, по крайней мере, в том документе, что дошёл до нас как первое послание Коринфянам, апостол Павел не просто обосновывает идею того, что в будущем христиане воскреснут из мёртвых телесно, потому что именно так покорил смерть Иисус. Но он демонстрирует это, показывая, что абсолютно все наши достижения тщетны и напрасны, если состоятельность нашей жизни оценивается исключительно состоянием нашей могильной плиты. 

Безусловно, при поверхностном чтении этого отрывка у нас создаётся впечатление, что Павел пишет исключительно о религиозной составляющей жизни, ведь он говорит о таких вещах, как проповедь или вера. Но при более близком рассмотрении, принимая во внимание жизнь Павла, мы видим, что слова его намного глубже и затрагивают всю жизнь, а не одну лишь её часть. Говоря о напрасности проповеди, Павел пишет о деле всей своей жизни. Упоминая тщетность веры, он затрагивает мораль и нравственность нашего бытия. Наконец, вспоминая наши грехи, он напоминает, что и все попытки самосовершенствования оказываются бесполезными перед лицом смерти. Однако всё меняется тогда, когда наша надежда простирается за пределы этой жизни. Все наши свершения обретают совсем другой смысл.

Скажите мне, если о Христе возвещается, что Он был воскрешен из мертвых, то как это некоторые из вас могут утверждать, что нет воскресения мертвых? Если воскресения мертвых нет, то и Христос не был воскрешен. А если Христос не воскрес, то и все, что мы возвещаем, не имеет смысла, равно как и ваша вера. Мы сами в таком случае оказываемся лжесвидетелями о Боге, так как мы засвидетельствовали о том, что Бог воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, конечно, мертвых вообще нельзя воскресить. Ведь если мертвых нельзя воскресить, то и Христос не был воскрешен. А если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас. Тогда и те, кто умер во Христе, погибли. Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди.

(1 Послание Коринфянам 15:12-19)

ПЕРЕКРЁСТКИ ИСТОРИЙ

Нам настолько привычно определять успешность нашей жизни свершениями и достижениями, что мы порой и не замечаем этого. Социолог Майк Реджнерус в своей книге «Будущее христианского брака» пишет, что если раньше семья была чем-то, что помогало нам добиваться поставленных перед собой целей в жизни, то сегодня она сама стала своего рода достижением, которое нужно заслужить и до которого нам нужно дорасти. 

Другими словами, мы так привыкли всё измерять свершениями, что превратили в них, в том числе такие вещи, как брак или рождение детей. Естественно, что при таком отношении и дети растут в климате, где они постоянно должны чего-то добиваться. В среде, где всё измеряется свершением, в достижение превращается и переход в следующую возрастную группу в детском саду. Казалось бы, это должно приводить к тому, что все мы становимся более уверенными в себе и жизни, но на практике порождает ровно обратный результат. Хелен Рубин в своей статье в журнале Fast Company пишет: 

Из всех вещей, по поводу которых мы зацикливаемся… больше всего мы врём себе об успехе. Мы говорим себе, что успех и его двоюродный брат деньги дадут нам уверенность в завтрашнем дне. Что успех и его кузен власть подарят нам значимость; что успех и его двоюродная сестра слава наградят нас счастьем. Пора уже сказать правду: почему рекордные числа одних из самых умных, самых одарённых и наиболее успешных заигрывают с катастрофой в своей жизни? Люди идут на всё, чтобы получить деньги, власть и славу, а потом губят себя. Скорей всего, они не к этому всё же стремились! Или они просто невзлюбили то, что получили, когда наконец-то добились успеха.

(Хелен Рубин статья «Поезд успеха», Fast Company, октябрь 1998)

Нам так непросто расстаться с этим критерием весомости жизни, что, даже обратившись к Богу, мы продолжаем маскировать свои устремления такими поговорками, как «на Бога надейся, а сам не плошай». Так мы оправдываем себя тем, что всё ещё ищем значимость в том, что делаем. Но, очутившись на этом перекрёстке, напомните себе о том, что всё самое важное в жизни: искупление наших ошибок, прощение наших грехов, возможность начать всё сначала, получить рай и жизнь вечную – достиг за нас Христос. Не сворачивайте на разбитую дорогу человеческих свершений с шоссе Божьей благодати, даже если она и кажется кратчайшим путём к значимости и успеху.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВОСКРЕСЕНИЯ

В Деяниях апостолов Лука, тщательно исследовавший историю Иисуса Христа и зарождения церкви, приводит любопытные слова апостола Павла во время суда над ним. Выступая перед царём Агриппой и наместником Фестом, Павел рассказывает историю того, как он обратился в христианство. Естественно, что в это повествование Павел вплетает и упоминание о том, что Иисус воскрес из мёртвых. И вот тут любопытна реакция слушателей Павла. Фест является человеком новым, лишь недавно заступившим в должность. Он прерывает апостола, взывая к тому, чтобы тот пришёл в чувство и перестал нести чепуху. Это естественная реакция образованного человека на рассказы о том, что кто-то умер, его похоронили, а затем он воскрес из мёртвых. 

Царь Агриппа же ничего не говорит. Складывается ощущение, что в отличие от Феста он уже очень хорошо знаком с этой историей. Она не шокирует его, потому что он слышал её уже много раз. И Павел использует это, обращаясь именно к Агриппе и используя его как своего рода свидетеля:

Царю знакомо все это, и поэтому я могу говорить ему свободно. Я убежден, что ничего из этого не прошло мимо его внимания, так как все это происходило не в углу.

(Деяния апостолов 26:26) 

Другими словами, Павел напоминает Агриппе, что всем известно, что именно произошло с Иисусом из Назарета. От людей не были скрыты ни сами подробности ужасной смерти Христа, ни те необъяснимые вещи, что произошли потом с его телом. Все в Иерусалиме и окрестностях знали о том, что оно исчезло из могилы через пару дней после погребения. В 1 Послании Коринфянам апостол Павел упоминает, что если бы Христос не воскрес, то проповедь о нём была бы тщетна и напрасна. Однако чего не упоминает апостол в этом отрывке – это то, что какая-либо проповедь об Иисусе и его воскресении из мёртвых была бы совершенно невозможна в Иерусалиме и окрестностях, если бы Он всё ещё был в могиле.

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

Наши сердца столь очарованы достижениями, что очарование это незаметно для нас проникает во все сферы жизни, заполняя собою всё. Может быть, именно поэтому так часто последние слова становятся своего рода мольбой закончить всё то, что мы начали, чтобы даже тогда, когда умирает тело, не умирало дело всей нашей жизни. Любопытно, что происходит это в том числе и тогда, когда всю свою жизнь ты хотел научить всех вокруг тому, сколь иллюзорен этот мир, как это сделал Гаутама Будда. Даже Будда завершает свой земной путь призывом работать, стремиться и стараться. 

Потом Благословенный обратился к монахам и сказал: «Внемлите, монахи, увещеваю вас: всё конструированное преходяще; старательно достигайте цели!». Это было последнее слово Татхагаты.

Оказавшись в церкви, мы привычно воспринимаем всё, что здесь происходит, через призму стремления к достижениям и свершениям. Мы думаем о всём том, что нам предстоит совершить на нашем духовном пути, о всех тех вещах, что нам нужно сделать, чтобы заработать и отработать своё спасение. Вот отчего мы часто медлим с тем, чтобы довериться Богу, считая, что нам ещё многое нужно поменять в нашей жизни, прежде чем мы будем готовы встать на путь веры, чтобы достичь той цели, что Бог поставил перед нами.

Но последние слова Христа разительно отличаются от всего того, что мы находим в любом другом учении. Иисус не призывает своих учеников кропотливо работать над очищением своей души. Буквально в одном слове, произнося которое Иисус испускает Свой дух, сокрыт смысл всего христианства. 

Там, на кресте, в агонии и мучениях, Христос говорит: «Свершилось». Самый важный труд всей нашей жизни – тот, что дарит возможность обрести прощение за все ошибки прошлого, настоящего и даже будущего. Та духовная борьба за рай утраченный и обретённый, та изнуряющая работа, которая бы позволила нам продлить дни нашей жизни, сделав её жизнью вечной, всё это было завершено на кресте Иисусом. Дело искупления было закончено Иисусом на кресте, чтобы теперь мы могли довериться Духу Святому в деле нашего освящения. Последним словом Христа на кресте стало «свершилось», чтобы с этого слова начиналась моя вечная жизнь.

Являются ли достижения Иисуса на кресте вашими свершениями? Приняли ли вы их, сделав плодами своей жизни? Если вы ещё не сделали этого, обратитесь к Богу в тихой молитве покаяния, смирившись перед Его господством в вашей жизни, попросив Его простить вам ваши грехи и подарить жизнь вечную. Расскажите о том, что вы наконец-то нашли себя в Боге, таинством святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

Мы привыкли черпать мотивацию в достижениях. Мы обожаем истории, которые начинаются словами: «В меня никто не верил…». Нам нравится, когда герой идёт наперекор всему: обстоятельствам, людям, самой жизни – и выгрызает успех и признание из этого холодного и бездушного мира. Слушая об этом, мы думаем, что и сами могли бы точно так же добиться успеха. Но есть одна проблема: даже самые сильные люди знают, что силы не безграничны. Все устают однажды. Рано или поздно все выгорают и останавливаются. Даже самые целеустремлённые. И всё, что остаётся тогда, – это бессильная ярость угасающего света.

Именно этому посвящает, пожалуй, своё самое известное стихотворение валлийский поэт Дилан Томас. Его отец был атеистом, смотревшим на бессмысленность жизни, в которой нет Бога, с высоко поднятой головой. Дилану очень хотелось, чтобы с такой же уверенностью его отец встретил бы и свою смерть. Поэтому, находясь во Флоренции, в 1947 году он написал эти строки, прославившие его:

Кляни пред вечной ночью свой черед,  
Должна в конце дня старость бушевать;
Не соглашайся с тем, что свет умрет.

Стихотворение заканчивается отчаянной мольбой к отцу:

Отец, молю с печальных тех высот   
Корить меня, в слезах благословлять. 
Кляни пред вечной ночью свой черед,
Не соглашайся с тем, что свет умрет.

Но, какой бы страстной ни была мольба, коль нет воскресения и прощения грехов, все завершается лишь бесплодной яростью от того, что невозможно принять смерть. Однако всё меняется, если мы живём вечно.

Многие даже глубоко верующие люди ошибочно предполагают, что то, что предлагает христианство, – это путь пассивного принятия жизни со всеми её перипетиями, включая смерть. Здесь нет места борьбе, но есть лишь безропотное принятие бытия. Мы просто забыли, что мы являемся продолжателями славного служения пророков и апостолов, тех самых людей, что смогли добиться невозможного и в буквальном смысле слова изменили мир. Мы являемся наследниками Христа, победившего смерть.

Давайте поменяем нашу мотивацию, ведь мы получили свободу, которую не знал никто раньше. Мы свободны не только от греха и собственных ошибок, но и от самой погибели. А потому мы можем сегодня творить, стремиться, работать, трудиться и вершить не ради успеха, не ради карьерного роста, но потому что это исходит из глубины нашей души. Мы – сыновья и дочери, которым не нужно теперь доказывать своим родителям, что они имеют право на существование. Мы те, кому Сам Небесный Отец шепчет: «Я горжусь тобой, Я верю в тебя».

В 2017 году на экраны вышел любопытный документальный фильм «Джим и Энди: великое небытие» (Jim and Andy: The GreatBeyond). Эта картина посвящена, в свою очередь, художественному фильму о жизни комика Энди Кауфмана «Человек на Луне». В этой картине Кауфмана играет Джим Керри. Соответственно, в документальном кино «Джим и Энди» актёр предстаёт перед нами то как сам Джим Керри, то как его кумир Энди Кауфман. Конечно же, картина эта намного глубже, чем просто история Энди Кауфмана, безвременно ушедшего из жизни в возрасте 35 лет от рака. 

В одном из интервью к фильму Джим Керри сказал: 

Я думаю, что всем стоит разбогатеть, стать знаменитыми и совершить всё то, что хотелось сделать, чтобы понять, что не в этом суть.

(Джим Керри)

Незадолго до своей смерти Стив Джобс сказал:

Странно думать, что весь твой жизненный опыт переживаний… однажды раз и пропадает. Я хочу верить, что что-то всё же выживает, может быть, остаётся хотя бы твоё сознание.

(Стив Джобс, со слов Уолтера Айзаксона в книге «Стив Джобс»)

Работает на Cornerstone