ПОИСК

Мы больше не заложники ожиданий общества

Скачать

КАК НАУЧИТЬСЯ ПЛЫТЬ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ?

Мы привыкли думать о себе как о свободных людях, думающих за себя и принимающих исключительно самостоятельные решения. Мы считаем, что способны распознать пропаганду или попытки манипулировать нашим сознанием. Но, к огромному сожалению, это далеко не так. Дело тут не только в избитой фразе о том, что «моде следовать нелепо, а не следовать смешно», но прежде всего в том, что на протяжении веков окружающее общество навязывает нам ложные представления о том, что именно является достойной жизнью. Возьмите, для примера, избитые строки из романа Николая Островского «Как закалялась сталь»:

Жизнь дается всего один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за …прошлое.

(Николай Островский «Как закалялась сталь»)

Но что значит прожить так, чтобы не было мучительно больно? Островский, писавший этот автобиографичный роман с 1930 по 1934 годы, считал, что это жизнь, движимая долгом. Сегодня, почти 100 лет спустя, мы думаем, что это прежде всего жизнь в своё удовольствие. Однако обе позиции приводят к краху. Эти ожидания общества, что практически на протяжении всей истории человечества шли рука об руку, губят душу. Возьмите, к примеру, притчу о блудном сыне и то, как эти ожидания общества показаны в неё.  

Конфликт младшего брата в притче о блудном сыне и старшего – это спор, существовавший всегда. Одних общество подталкивает к бунту как средству достижения иллюзорного счастья. Другие ищут его в стабильности. Первые думают, что плывут против течения, пытаясь найти себя. Вторые предполагают, что плыть против течения глупо, а искать себя стоит в успешной карьере. Однако и те, и другие незаметно для себя становятся заложниками ожиданий окружающего их мира. Ведь и младший сын оказывается окружён себе подобными, и старший сын не выбивается из толпы. Пытаясь соответствовать этим незримым ожиданиям оба оказываются ими раздавленными. Кажется, что выхода нет, но это не так. Евангелие Христа делает нас свободными от ожиданий общества, позволяя нам впервые в жизни по-настоящему плыть против течения.

Иисус продолжал: «У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: «Отец, дай мне ту часть наследства, которая причитается мне». И отец разделил имущество между сыновьями. Через несколько дней младший сын собрал все, что у него было, и отправился в далекую страну. Там он растратил все свои средства, ведя распутную жизнь. Когда у него уже ничего не осталось, в той стране начался сильный голод, и он оказался в нужде. Тогда он пошел и нанялся к одному из жителей той страны, а тот послал его на свои поля пасти свиней.  Он так голодал, что рад был набить желудок хоть стручками, которыми кормили свиней, но и тех ему не давали. И, опомнившись, он сказал: «Сколько наемных работников в доме моего отца, и у них пища в избытке, а я здесь умираю от голода! Пойду, вернусь к моему отцу и скажу ему: „Отец! Согрешил я против Неба и против тебя. Я больше не достоин называться твоим сыном, обращайся со мной как с одним из своих батраков“». И он встал и пошел к своему отцу.

(Евангелие от Луки 15:11-20)

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

Это осознание приходит внезапно, но как только оно посещает нас, нам уже сложно от него избавиться. Однажды мы вдруг понимаем, сколь много поступков в нашей жизни определяется и формируется простым желанием, чтобы наши родители, и особенно отцы, гордились нами. Эта жажда настолько сильная, что она заметна в жизни практически всех. Конечно же её без труда можно заметить у тех, кто был лишён ободрения в детстве. Всю свою жизнь они ищут его в работе, в отношениях, в карьере, стремясь заполнить эту бездну, оставленную родителями. Или же наоборот, лишившись этой поддержки, они опускают руки, принимая для себя, что они не столь ценны и не так уже значимы. Два радикально противоположные реакции на одну и ту же проблему.

Но есть эта жажда и у тех, у кого были хорошие отношения с родителями, кто привык слышать похвалу, и кто знает, каково это, когда твой папа или твоя мама говорят тебе, что любят тебя и гордятся тобой. Более того, даже тогда, когда мы осознаём, как много в нашей жизни было движимо этим желанием, и начинаем идти наперекор собственным родителям, делая всё, только чтобы доказать себе, что нам не нужны эти слова поддержки от наших отцов и матерей, даже тогда мы, скорее, подтверждаем всем вокруг, как сильно мы зависим от их слов, чем обретаем желанную свободу. Настолько глубоко в нас сидит это желание, что невольно оно показывает нам, что все эти годы мы хотели услышать от Бога, от нашего Творца эти слова ободрения.

Погибая, Иисус лишился близости с Отцом. Это была самая мучительная часть Его ужасающей гибели. Христос на кресте потерял объятия Отца, чтобы я наконец-то смог ощутить любовь Бога. И теперь мы можем потратить всю оставшуюся жизнь на то, чтобы расшибиться в лепёшку в поисках заветных слов о том, что кто-то гордится нами и кто-то любит нас. Либо же мы можем принять эту страстную любовь, прислушавшись, услышать, как Бог шепчет нам: «Молодец! Я горжусь тобой!» Не потому, что мы сделали что-то выдающееся, но потому, что жертвенная смерть Христа была столь значимой. 

Примем ли мы этот дар прощения и жизни вечной? Позволим ли себе ощутить объятия Небесного Отца, впервые обратившись к Нему со словами молитвы покаяния? Расскажем ли об этом шаге веры, приняв таинство святого водного крещения?

ПРИМЕНЕНИЕ

Мы и не задумываемся порой о том, какое сильное влияние оказывает на нас реклама. Мы просто потребляем её в фоновом режиме, а тем временем она капля за каплей создаёт определённый образ в нашем сознании. Это некая картинка счастья, которого мы сможем добиться лишь в том случае, если мы будем пользоваться определённым шампунем, а затем дезодорантом. Мы будем успешными людьми лишь в том случае, если будем пить какой-то конкретный сорт кофе. Наша семья будет защищена, если мы будем обслуживаться именно в этом банке, и конечно же мы сможем в полной мере вкусить жизнь, если выберем автомобиль последней модели именно этого производителя. На какую рекламу вы обратили внимание в последний раз? Какие марки или бренды вы сможете подставить в этом списке выше? 

Но если с рекламой всё более или менее очевидно, поскольку всё весьма визуализировано, то с ожиданиями общества всё несколько иначе, потому что, с одной стороны, они оказывают намного более сильное влияние на нас, а с другой стороны, они не столь явно видны. Задумайтесь на мгновение о том, что нашёптывает нам социум. Слышите этот голос, который напоминает вам, что вы не будете полноценным членом общества, если у вас не будет мужа? Ну или хотя бы парня в вашей жизни? Может быть, гражданского мужа или жены? Слышите, что этот голос говорит вам о том, сколько у вас должно быть детей? Что этот голос говорит вам о вашем уровне достатка? Что насчёт работы и карьеры? 

Практически невозможно не слушать то, что говорит нам окружающее нас общество. Но шаг за шагом мы можем заменять эти ожидания тем, что шепчет нам Бог. Тот самый Бог, который не ждёт, пока мы отработаем своё спасение, но бежит нам навстречу и бросается нам на шею, осыпая нас отеческими поцелуями. Ведь мы были потеряны, но нашлись. Насколько же естественно теперь жить так, чтобы прежде всего соответствовать Его ожиданиям и чаяньям. 

Пагубные поведенческие установки», наверное, то словосочетание, которое лучше всего объясняет причины всеобщего чувства потерянности, буквально пропитывающего современное общество. Благодаря этим установкам мы так цепляемся за то, что в мире считается ключевыми условиями самореализации: накопление богатства и достижение власти; обретение социального статуса и уважения окружающих; чрезмерное потребление пищи и напитков; стремление к сексуальному удовлетворению, сводящее на нет разницу между похотью и любовью. Эти установки порождают завышенные ожидания, по своей природе не соответствующие нашим глубочайшим потребностям. И пока мы блуждаем среди иллюзий, порождаемых миром, мы обречены на тщетные поиски дальней стороны, результатом которых становятся бесчисленные разочарования, в то время как наше подлинное «я» пребывает в забвении. И мы всё дальше уходим от дома нашего Отца. Жизнь, в основе которой лежат пагубные поведенческие установки, – это жизнь, проведенная в «дальней стороне». Наши мольбы о спасении вызваны именно такой жизнью. «Я становлюсь «блудным сыном» всегда, когда отправляюсь на поиски безусловной любви туда, где ее найти невозможно.

(Генри Нувен «Возвращение блудного сына»)

Работает на Cornerstone