ПОИСК

[ПОЛОВИНКИ 008] Прощённые люди прощают других

Скачать

КАК ПРОСТИТЬ ТО, ЧТО ПРОСТИТЬ НЕЛЬЗЯ

Основной принцип: Осознание того, сколь много нам простил Бог, позволяет нам прощать друг друга в браке.

Бывают ситуации, когда муж или жена делает что-то в браке, что кажется нам совершенно непростительным. Для одних – это какое-то одно действие, перечёркивающее всё в отношениях. Скажем измена или физическое насилие. Кажется, что Рубикон перейдён и оставаться в браке после этого не только бессмысленно, но и просто невыносимо. Для других – это дни, месяцы и годы каких-то незначительных поступков, каждый из которых может быть и не привёл бы к разводу, но накопившись они разрушили брак до такой степени, что прощение и примирение кажутся нам невозможными. Это могут быть небольшие долги, которые со временем превращаются в совершенно неподъёмные кредиты, которые тянут на дно всю семью. Или систематическое пренебрежение одним супругом другого. Что бы это ни было, в какой-то момент один, а может быть оба в браке, доходят до той самой точки, когда прощать уже нет никаких сил. Писательница Валери Виздор очень ярко, но так буднично описывает момент, когда она ушла от своего мужа. Всё произошло в одном из кафе Парижа, во время совместного отпуска. Она описывает как её раздражает практически любое действие её мужа, даже те, в которых он проявляет любовь и заботу о ней.

«Ну вот и хорошо», – сказал он. Это было всё. Это было всё, что произошло с нами. В воздухе не было никакого напряжения. Неприятные впечатления прошедшего дня, когда из-за того, что я неправильно прочитала по карте, мы заблудились в Ньюили, были забыты. По обоюдному молчаливому согласию, чтобы зря не волновать гладкую поверхность, мы никогда не говорили вслух о том, насколько неудовлетворительными были наши ночные ритуалы, которые видимо от недостатка воображения, у меня никогда не ассоциировались с любовью. Я сидела, сложив руки на коленях, а жужжание в голове стало тоньше и выше тоном, превратилось в скулящий электрический шум в черепе. Я встала.

При этом речь в данном случае не идёт, что развод не возможен ни при каких условиях. И раз уж выпала такая незавидная доля, как муж, постоянно распускающий руки, или жена, склонная к изменам, то значит нужно терпеть и стойко переносить трудности. Нет! Речь в данном случае о другом. Она о ситуации, когда один или оба супруга искренне сожалеют и раскаиваются в своих грехах и ошибках. Они жаждут примириться и восстановить отношения. Возможно, что даже один из них готов работать, чтобы пройти непростой путь. Но вот второй просто не знает где найти для этого физические или эмоциональные силы.

Для страны, в которой семья была «ячейкой общества», Советский кинематограф отличался удивительно честным взглядом на брак и развод, которым, к сожалению, столь часто оканчивается брак. Тем интереснее были фильмы, которые показывали пары, которые каким-то образом смогли всё же найти в себе силы помириться и вновь сойтись, несмотря ни на что. Одной из таких картин стала знаменитая комедия «Любовь и голуби» Владимира Меньшова. Сюжет картины довольно прост. Василий Кузякин, работник леспромхоза, живёт в деревне со своей женой Надеждой, старшей дочерью Людой, которая вынуждена была вернуться домой после неудачного брака, сыном Лёней и младшей дочерью Олей. Однажды, Василию выпадает счастливый билет и его отправляют на курорт отдохнуть. Где у него и закрутился роман с другой женщиной, Раисой Захаровной, героиней Людмилы Гурченко. Взгляд двух Василия и Раисы на этот роман крайне противоположный. Раиса говорит: «Мы из разных социальных пластов, но ведь нас судьба связала». На что Василий парирует: «Да какая судьба? По пьянке закрутилось и не выберешься». Как бы то ни было, но Василий уходит из семьи к Раисе, однако по прошествии времени понимает, что совершил ошибку и покидает Раису. Вот только дома его уже и не ждут. И Надежде требуется какое-то время, чтобы не только простить, но и полюбить своего горемычного мужа. Однако несмотря на счастливый конец, фильм так и не даёт зрителям ответа о том, где же именно им найти те самые силы, чтобы простить своего мужа или жену тогда, когда сил прощать нет никаких. Кажется, что всё просто сводится к тому, что Василий с Надеждой безмерно сильно любят друг друга и совсем не готовы расстаться, какой бы сильной не была вина Василия в произошедшем.

Но жизнь многогранней и зачастую страстной любви бывает недостаточно, чтобы преодолеть те проблемы, что возникли в браке. А всё, что мы знаем о Библии, не помогает нам в этом, потому что кажется, что Библейские отрывки возвращают нас к тому, что мы должны проделать неимоверные усилия над собой, чтобы каким-то невероятным образом собрать всю свою волю в кулак и просто простить. Это совсем не так! Вместо этого Писание предлагает нам взглянуть в зеркало, чтобы разглядеть всё то, что Бог простил нам. Ведь наша проблема именно в том, что во взаимоотношениях, мы конечно же замечаем «соринку в своём глазу», отмечая все те сферы, в которых мы были неправы и далеки от совершенства. При этом нам сложно воспринимать эти огрехи всерьёз, потому что мы очень ярко видим грехи нашего мужа или жены. Именно это «бревно в глазу» супруга не даёт нам простить их. Тем временем Слово Божие демонстрирует нам сколь далеки мы были от Бога, сколь много нам было прощено и это даёт нам и вдохновение и силы прощать тогда, когда кажется, что это совершенно невозможно. Пожалуй, ярче всего мы это видим в истории Ветхозаветного пророка Осии, чьей женой стала Гомерь, женщина далеко не самой безупречной репутации. Бог призвал Осию взять её в жёны для того, чтобы показать каждому из нас, что мы гораздо больше похожи на Гомерь, чем на Осию.

Когда Господь начал говорить через Осию, Он сказал ему: «Пойди, возьми себе в жены блудницу и с ней детей ее разврата, потому что эта земля погрязла в ужасном распутстве, отвернувшись от Господа». Итак, он взял себе в жены Гомерь, дочь Дивлаима, и она забеременела и родила ему сына. И тогда Господь сказал Осии: «Назови его Изреель, потому что вскоре Я накажу дом Ииуя за резню в Изрееле и положу конец царству дома Израиля. В тот день Я сокрушу лук Израиля в долине Изреель». Гомерь вновь забеременела и родила дочь. Тогда Господь сказал Осии: «Назови ее Ло-Рухама, потому что Я уже больше не помилую дом Израиля и не буду прощать его. Но Я помилую дом Иуды и спасу их не луком, мечом или битвой, не конями и всадниками, а силою Господа, их Бога». После того как Гомерь отняла Ло-Рухаму от груди, она забеременела и родила еще одного сына. Тогда Господь сказал: «Назови его Ло-Амми, потому что вы не Мой народ, и Я не ваш Бог. И все же число израильтян будет как морской песок, который нельзя измерить или сосчитать. И там, где им было сказано: «Вы не Мой народ», они будут названы сынами живого Бога. Народ Иуды и народ Израиля будут объединены, назначат одного вождя и выйдут из земли переселения, потому что велик будет день Изрееля».

(Книга пророка Осии 1:2-11)

Будьте добры друг к другу, проявляйте сострадание, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

(Послание Ефесянам 4:32)

ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЛОСТ

Для нас вполне естественно основывать наши представления о браке на опыте других людей. Это может быть как конкретный опыт наших родителей или друзей, так и тот образ брака, что мы видели в фильмах или телесериалах. Да, безусловно есть среди нас те, кто был женат или замужем, и кто по той или иной причине потерял своего мужа или жену. Но даже в этом случае мы смотрим на гипотетическую возможность нового брака через призму наших предыдущих отношений, всего того, хорошего или плохого, что было в них раньше.

Всё это приводит к тому, что с одной стороны мы можем идеализировать брак, считая себя неполноценным до тех пор, пока мы не выйдем замуж или не женимся. Принятие и общение для нас возможны исключительно в семье. И потому, мы не замечаем всего того, что могли бы обрести в церкви или найти в друзьях. Но конфликты и ссоры, разрушающие брак, негативные примеры семей, что мы видим в Библии, всё это отрезвляет нас, помогая не ждать слишком много от брака и не считать, что лишь обретя мужа или жену, мы сможем наконец-то жить полноценной жизнью. В этом смысле такие романы, как «Анна Коренина» помогают нам совсем по-другому посмотреть на семью и брак. Послушайте для примера диалог Долли, когда она пытается уговорить Каренина не разводится с Анной:

Вы не должны погубить ее. Постойте, я вам скажу про себя. Я вышла замуж, и муж обманывал меня; в злобе, ревности я хотела все бросить, я хотела сама... Но я опомнилась; и кто же? И вот я живу. Дети растут, муж возвращается в семью и чувствует свою неправоту, делается чище, лучше, и я живу... Я простила, и вы должны простить! 

Алексей Александрович слушал, но слова ее уже не действовали на него. В душе его опять поднялась вся злоба того дня, когда он решился на развод. Он отряхнулся и заговорил пронзительным, громким голосом:

– Простить я не могу, и не хочу, и считаю несправедливым. Я для этой женщины сделал все, и она затоптала все в грязь, которая ей свойственна. Я не злой чевовек, я никогда никого не ненавидел, но ее я ненавижу всеми силами души и не могу даже простить ее, потому что слишком ненавижу за все то зло, которое она сделала мне! -- проговорил он со слезами злобы в голосе.

– Любите ненавидящих вас... – стыдливо прошептала Дарья Александровна.

Алексей Александрович презрительно усмехнулся. Это он давно знал, но это не могло быть приложимо к его случаю.

– Любите ненавидящих вас, а любить тех, кого ненавидишь, нельзя. Простите, что я вас расстроил. У каждого своего горя достаточно! 

(Лев Толстой «Анна Каренина»)

Но, с другой стороны, мы можем страшиться брака. У нас перед глазами встают примеры наших родителей, оставивших глубокие шрамы в нашем детском сердце своим разводом. Но пример родителей может пугать нас ещё и тогда, когда нам кажется, что мама и папа давно уже перестали любить друг друга и оставались в браке исключительно из-за того, что им так было удобней. И конечно же нас ужасает пример друзей, чей брак распался или служителей церкви, которые должны были бы быть примером, но вместо этого разочаровали нас. Вот почему уже на сороковом десятке лет мы продолжаем повторять вслед за героем «Женитьбы» Гоголя:

Брак это есть такое дело... Это не то, что взял извозчика, да и поехал куды-нибудь, это обязанность совершенно другого рода, это обязанность..Ты думаешь небось, что женитьба всё равно что «эй, Степан, подай сапоги!». Натянул на ноги да и пошёл? Нужно порассудить, порассмотреть. 

(Николай Гоголь «Женитьба»)

Проблемы брака пугают нас настолько, что мы не решаемся посвятить свою жизнь кому-то. Но Господь столь откровенен в описании семьи и брака в Своём Слове именно потому, что Он хочет, чтобы мы увидели, что нам нечего страшится. Да, любовь разобьёт нам сердце в любом случае. Если мы женимся, мы разочаруемся. Однако, если мы останемся холстыми, нас тоже ждёт разочарование. Но Господь силён исцелить наши души, покорёженные нашим грехом и грехом других людей.

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

У Николая Гумилёва есть два стихотворения, которые удивительным образом перекликаются друг с другом и в некоторой степени отражают не только историю Гомерь, но и повесть каждого из нас. В этих поэмах отражены наши терзания души, наш поиск Бога и наш страх оказаться отверженным им. В своем знаменитом стихотворении 1912 года «Я верил, я думал» Гумилёв пишет:

Я верил, я думал, и свет мне блеснул наконец;
Создав, навсегда уступил меня року Создатель;
Я продан! Я больше не Божий! Ушёл продавец,
И с явной насмешкой глядит на меня покупатель.

Летящей горою за мною несётся Вчера,
А Завтра меня впереди ожидает, как бездна,
Иду… но когда-нибудь в Бездну сорвётся Гора.
Я знаю, я знаю, дорога моя бесполезна.

В этих строках отражается наш самый большой страх в жизни. В глубине души даже те из нас, кто не верит в Бога, чувствуют Его. Мы знаем, что Он существует, но мы ужасно боимся того, что однажды окажемся отверженными им. Мы отрицаем существование Бога и отказываемся верить в него именно потому, что мы страшимся того, что Он не захочет иметь с нами дела. А без Него вся наша жизнь теряет какой-либо смысл. «Дорога наша бесполезна». Почему же мы думаем, что Бог отвернётся от нас? Ответ на этот вопрос Гумилёв даёт за семь лет до этого в поэме 1905 года «Дева солнца», посвящённого Марианне Дмитриевне Поляковой. По сути это стихотворная легенда, в которой Гумилёв рассказывает о царе, одержимом видением необычайно невинной красавицы, той самой Девы солнца. И вот годы спустя она является царю вновь, приходя в его царство:

Гонец примчался запыленный,
За ним сейчас еще другой,
И царь, горящий и влюбленный,
С надеждой смотрит пред собой.

Как звуки райского напева,
Он ловит быстрые слова,
«Она живет, святая дева…
О ней уже гремит молва…

Она пришла к твоим владеньям,
Она теперь у этих стен,
Ее народ встречает пеньем
И преклонением колен.

И царь навстречу деве мчится,
Охвачен страстною мечтой,
Но вьется траурная птица
Над венценосной головой.

Он видит деву, блеск огнистый
В его очах пред ней потух,
Пред ней, такой невинной, чистой,
Стыдливо-трепетной, как дух.

Но она появляется лишь для того, чтобы отвергнуть царя. Эта отверженная любовь порождает вспышку гнева царя, стремящегося теперь всё утопить в крови.

Но глянул царь орлиным оком,
И издал он могучий глас,
И кровь пролилася потоком,
И смерть как буря пронеслась.

Он как гроза, он гордо губит
В палящем зареве мечты,
За то, что он безмерно любит
Безумно-белые цветы.

Но дремлет мир в молчаньи строгом,
Он знает правду, знает сны,
И Смерть, и Кровь даны нам Богом
Для оттененья Белизны.

Мы жаждем чистоты и невинности. Но понимаем, что столкнись мы с ними, мы были бы отвержены. Мы не можем подойти к престолу Святого и Праведного Бога. Нам не место там. И мы отдаём себе в этом отчёт. Но есть у этих стихотворений Гумилёва и обратная сторона. Мы замечаем её тогда, когда примиряем их на Христа. Ведь строки о том, что Он продан и больше не Божий – это отражение крика Спасителя на кресте: «Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил?» Гомерь раздетая догола на рыночной площади – это тень обнажённого и распятого Христа. Его Смерть, Его Кровь, слова которые Гумилёв пишет с заглавной буквы, становятся залогом нашей Белизны. 

Представьте себе, что Дева солнца в поэме – это мы с вами. Мы, ставшие частью Невесты Христа, Его Церкви. Мы теперь убелены, мы теперь омыты, мы теперь праведны, а однажды будем святы и будем прославлены. Да, мы не заслужили этой страстной любви! Она одновременно пугает и завораживает нас. Но мы обрели её. Потому что были избраны Богом. Кровь Христа вернула нам белоснежность невинности. Так что, если сейчас вы боитесь прийти к Богу, потому что вы считаете, что вы недостойны Его, вы совершенно правильно опасаетесь и верно истолковываете своё положение. Но Он любит вас всё равно. Безмерно. Безумно. Безрассудно. Страстно.

Конечно же стихотворения Гумилёва скорей всего были посвящены совсем другой теме. Это не религиозная поэзия. Но, с другой стороны, все любовные истории являются отражением и продолжением истории любви между Богом и человеком. 

Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы обратились к Богу в тихой молитве покаяния? Приняли ли вы Его дар прощения грехов и жизни вечной? Если вы ещё не сделали этого, помолитесь прямо сейчас. Расскажите Ему о своих страхах, чтобы услышать Его голос прощения и примирения. Облекитесь в ту чистоту и ту праведность, что дарит вам жертва Христа. Расскажите об этом решении, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ:

Приучите себя смотреть на Бога не только как на Царя, Пастыря, Отца, но и как на Жениха. Позвольте этому взгляду и осознанию этой глубокой любви, прощения и принятия Бога, окрасить и сформировать то, как вы любите, как вы прощаете, как вы принимаете и как вы восстанавливаете отношения с людьми вокруг вас.

Нет более насущной потребности в Христианстве, чем нужда в обновлённом осознании того, чем именно является благодать Божья.

(Джеймс Пакер «Слова Божии»)

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Работает на Cornerstone