ПОИСК

[ОТПРАВНАЯ ТОЧКА 006] Понимание Троицы формирует восприятие жизни

Скачать

КАК В МИР ВПИСАТЬСЯ, НО ОТ СЕБЯ НЕ ОТКАЗАТЬСЯ?

Приблизительно к девятому классу школы ученики начинают задаваться вопросом, какую практическую роль в их жизни играет изучение той или иной дисциплины. Не всем понятно, как они будут использовать в быту знания об индустриальной революции в Западной Европе. Но если такие разделы, как литература, история, география или биология ещё хоть как-то вписываются в представления старшеклассников о том, что должен знать обладатель аттестата зрелости, то, приступая к изучению основ математического анализа или тригонометрии, они обычно теряются совсем. Ведь мало кто действительно понимает тригонометрические функции и ещё меньше людей могут объяснить, как это понимание влияет на их повседневную жизнь. Наша проблема с математикой, впрочем, как и с любыми другими точными науками в школе, в том, что мы смотрим на их прикладное значение в нашей жизни слишком узко. Мы думаем прежде всего о применении полученных знаний, забывая, что эти науки дают нам две несравненно большие вещи во время обучения. Прежде всего они показывают нам, насколько упорядочен мир, в котором мы живём. Как бы часто мы ни сталкивались с неожиданными поворотами судьбы, в основе нашего мироздания лежит не хаос, но порядок. И во-вторых, точные науки учат нас аналитическому мышлению. Они формируют то, как мы думаем, как воспринимаем и упорядочиваем полученную информацию. Навыки эти чрезвычайно важны в жизни каждого из нас.

Точно также и в нашей вере есть вопросы, которые, кажется, никак на самом деле не связаны с нашей жизнью. Безусловно, к одному из таких вопросов относится доктрина Троицы. Мы знаем, что Христиане верят в то, что, с одной стороны, Бог Один, но, с другой стороны, у этого Единого Бога есть три личности, или, как их ещё называют, ипостаси – это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Точно также, как и с тригонометрией или математическим анализом, нам чрезвычайно сложно просто понять эту доктрину. Потому что нам трудно вместить то, что кажется нам противоречием, ведь Бог Один, но, с другой стороны, есть три разные личности Бога. Помимо этого, нам также непонятно, а какое значение лично для меня играет то, что Бог Триедин. Зачем мне это изучать? Почему я не могу просто положить эту доктрину на полочку рядом с другими постулатами веры, которые я не понимаю, но ради рая и жизни вечной готов принять? Конечно, также как изучение математики учит нас думать и анализировать информацию, изучение триединства Бога формирует определённую культуру мышления, которая поможет нам в жизни. Но это далеко не всё, что даёт нам изучение Троицы. 

Каждую из личностей Бога мы уже рассмотрели по отдельности в предыдущих проповедях. Теперь пришло время не только посмотреть на то, как они связаны воедино, но и попытаться понять, какое огромное значение для каждого из нас имеет тот факт, что Бог Един в трёх лицах. Прежде всего доктрина Троицы сразу выделяет Христианского Бога среди всех остальных божеств других религий или мировоззрений, предлагая взгляд на Создателя, Которого вряд ли бы смог выдумать человек. Представление о Боге в Христианстве разительно отличается от того, что можно увидеть в любой другой религии. В этом смысле люди всё время мечутся между двух крайностей, считая Богом либо безличностную силу, лежащую в основе мироздания. Так человек, отказывающийся верить в Бога, относится ко вселенной также, как верующий относится к божеству. Либо другая крайность приводит людей к пантеону личных божеств. Лишь Христианство объединяет эти две идеи в одну, являя Единого Всемогущего, но также и глубоко личностного Бога. И эта идея влияет абсолютно на всё в нашей жизни.

Благословен Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа. Он во Христе благословил нас всеми духовными благословениями небес. Ведь Он избрал нас в Нем еще до создания мира, чтобы нам быть святыми и непорочными перед Ним. Он, по Своей любви, по Своему доброму желанию и воле, предопределил нам через Иисуса Христа стать усыновленными Им детьми. В этом проявлена вся слава Его благодати, которую Он дал нам во Христе, возлюбленном Им. В Нем мы получили искупление Его кровью и прощение грехов по Его безграничной благодати, которой Он щедро наделил нас. Со всякой мудростью и знанием Он открыл нам тайну Своей воли. Он сделал это по Своему доброму желанию, изначально воплощенному во Христе, чтобы в определенное время объединить все на небесах и на земле под властью Христа. В Нем мы стали наследниками, как это и было предопределено замыслом Бога, совершающего все в мире согласно Своей воле и Своим целям, чтобы мы, первыми возложившие надежду на Христа, послужили к Его восхвалению. В Нем и вы, услышав слово истины – Радостную Весть, несущую вам спасение, – и поверив во Христа, были отмечены печатью обещанного Святого Духа, 14 Который является залогом нашего будущего наследия и искупления тех, кто принадлежит Ему, для похвалы Его славы.

(Послание Ефесянам 1:3-14)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

На протяжении нашей жизни мы постоянно стремимся попасть в тот самый иллюзорный «избранный круг». Сперва в школе мы жаждем, чтобы нас приняли в компанию тех самых популярных подростков, с которыми все хотят дружить. Затем это продолжается в институте, лишь меняется то, как выглядит этот самый «избранный круг». После этого, конечно, на работе, мы постепенно учимся тому, с кем стоит проводить время, а с кем нет. Мы обрастаем знакомствами и полезными связями. Но суть происходящего не меняется. Мы всё время, на протяжении всей нашей жизни, пытаемся постепенно продвигаться к тому, что кажется нам сердцевиной этого самого избранного круга.

Клайв Льюис начинает своё эссе «Ближний круг» с цитаты «Войны и мира» Льва Толстого, цитаты, в которой Князь Андрей Николаевич Болконский вдруг открывает для себя, что он, будучи капитаном, может прервать доклад боевого генерала просто потому, что он принадлежит к другому кругу в обществе, тому самому ближнему кругу, для которого официальные чины не имеют роли, тому кругу, которому хотим принадлежать все мы. Льюис пишет о том, насколько губительно это желание, ведь оно никогда не является нейтральным. Мы либо внутри этого круга, приближаясь всё дальше и дальше к центру, и всё крутится вокруг нас. Либо мы вне этого круга и жаждем оказаться внутри него. Но в любом случае желание это поглощает нас целиком и полностью. В самом конце этого эссе Льюис пишет:

Погоня за «ближним кругом» разобьёт вам сердце, если вы не разорвёте этот порочный круг. Ведь разорвав его, вы вдруг придёте к поразительному результату. Работа, а не продвижение по службе от избранности к избранности, станет вашей целью… Писания говорят нам «ищите и найдёте». Это правда в том смысле, который я не могу до конца постичь сейчас… Молодому человеку, который лишь приступает к взрослой жизни, кажется, что в мире полно «избранных кругов», обещающие эксклюзивный доступ к близости и информации. Но, последуй он за своим желанием и он не достигнет ничего, к чему стоило бы стремиться. Истинный путь ведёт нас в обратном направлении.

(Клайв Стейлз Льюис «Ближний круг»)

Но крест Христа открывает нам самый эксклюзивный ближний круг в мире – Троицу. Смерть Христа в самый ближний круг вводит меня. Троица размыкается в тот момент, когда Бог Сын на кресте кричит от душевных мук:  

Около девятого часа Иисус громко крикнул: «Эли, Эли, лема савахтани? – (что значит: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?»)

(Евангелие от Матфея 27:46)

Он умирает добровольно. Христос не просто принимает волю Отца, но Он, будучи Единородным Сыном Божьим, не хочет оставаться Единственным Сыном Божьим. Он жаждет, чтобы мы вошли в это общение, став сыновьями и дочерьми Небесного Отца. Дух Святой пробуждает нас, чтобы мы могли довериться Отцу, благодаря жертве Христа, в тихой молитве покаяния. Мы становимся частью этой семьи, превращаясь в сыновей и дочерей Отца. Что для нас важнее сегодня? Наш статус? Наше положение в обществе? В принятии тела Христа сокрыта полнота моей жизни.

Если, оглядываясь на свою жизнь, вы не можете вспомнить момент, когда бы вы обратились к Господу в тихой молитве покаяния, сделайте это сейчас. Войдите в самый избранный круг во вселенной. А затем расскажите о своём доверии Богу, приняв таинство святого водного крещения.

АЛЬТЕРНАТИВА

В своё время журнал «Наука и жизнь» был очень популярен во многом благодаря тому, что не просто популяризировал науку, рассказывая о любопытных открытиях, но довольно часто делился прикладным применением того или иного открытия в жизни. Рассматривая доктрину Троицы, нам не столь просто провести параллели между тем, Кем является Бог, и тем, какое практическое значение для моей жизни имеет триединство Бога. Что изменится, если Бог не будет Троицей? 

Впервые ещё Святой Августин в своём трактате о Троице высказал предположение, что Бог не может быть одним, если Он есть любовь. Идею это развил почти через тысячу лет Ришар Сен-Викторский, который в XII веке писал, что истинно любящий Бог не может быть просто одной личностью, поскольку тогда Он будет самовлюблённым. Но Он также не может быть и лишь двумя личностями, потому что тогда любовь его будет исключительной. Он должен быть Троицей, для того чтобы быть любящим Богом. Другими словами, уберите триединого Бога из этого мира - и вы лишите его любви.

Кристофер Уоткин в своём фундаментальном труде «Библейская критическая теория» идёт ещё дальше и демонстрирует, что доктрина Троицы помогает нам достичь равновесия в тех сферах, что зачастую кажутся нам противопоставлениями.

  • Всемогущий Бог – Личностный Бог

Мы уже увидели, что если Бог не триедин, то нам очень сложно не скатиться либо к тому, чтобы Создатель представал в виде безличностной силы. Либо, с другой стороны, не начать воспринимать Его так, как мы воспринимаем людей. Что, в свою очередь, приведёт к тому, что мы будем обезличивать то, что одухотворено и, наоборот, наделять личностными характеристиками бездушные предметы. То есть мы будем использовать людей и любить вещи, вместо того чтобы любить людей и использовать вещи. Или это может выражаться в том, что многие станут относиться к животным как к людям, а к людям – как к животным.

  • Наука – искусство

Второе противопоставление – это знаменитый спор лириков и физиков. С одной стороны, у нас есть точность науки, а, с другой стороны, у нас есть неподдающееся описанию искусство. Триединый и личностный Бог позволяет нам наслаждаться и тем и другим, не сводя всё к сухим формулам и не теряя окончательно связь с реальностью в искусстве, что погибло, как только лишило себя правил.

  • Традиционное общество – современное общество

Традиционное общество сформировано вокруг семьи. Оно движимо кланами и непреходящими ценностями. Современное же общество движимо свободой и индивидуализмом. Уберите Троицу и общество либо превращается в тоталитарный режим, где всё подчинено интересам страны или семьи, где ты даже профессию толком выбрать не можешь, а работаешь по распределению или просто продолжая дело твоего рода. Либо общество скатывается к тому, что всё настолько индивидуально, что никто уже не знает какого он пола. Троица же примиряет эти две позиции, показывая Единство Бога и индивидуальность Личностей.

  • Неповторимость индивидуальности – общность человечности

Наконец, наш мир становится всё более и более урбанистическим. Мы живём гораздо ближе друг к другу, чем когда-либо в истории человечества. Наше проживание стало столь компактным, что практически каждый из нас жаждет получить хоть капельку личного пространства. Нам чрезвычайно важно ощущать свою индивидуальность и уникальность. Но, с другой стороны, в таком обществе мы становимся настолько оторваны друг от друга, что можем начать вести себя так, как будто «моя хата с краю» даже тогда, когда мы снимаем квартиру в центре города. Мы стали настолько обособленными, что не заметили, как погрузились в ужасающее одиночество: каждый день вокруг нас тысячи людей, но при этом мы совсем одни. Троица дарит нам баланс, потому что в Троице мы видим Единство Индивидуальностей. 

Без доктрины Троицы мы будем склонны к крайностям. Без этого понимания Бога не будет даже любви в нашей жизни. Отказываясь от этой доктрины, мы не только лишаем себя Бога, упрощая Его до того, что Он перестаёт быть Богом, но и теряем связь с культурой и обществом. Кристофер Уоткин пишет: 

Среди рога изобилия божеств Библейский Бог уникален, следовательно Библия дарит нам неповторимый взгляд на общество и культуру, отражающие то, Кем Бог является на самом деле.

(Кристофер Уоткин «Библейская критическая теория»)

ПРИМЕНЕНИЕ

Бывают вещи, которые нам сложно заметить не потому, что их мало вкруг нас, а потому, что мы просто не обращаем на них внимание. Например, часто бывает, что, купив какую-то вещь, от шарфа до автомобиля, ты не замечаешь, что другие люди носят такой же шарф или что у кого-то такая же машина, как у тебя. Но как только ты приобретаешь что-то, так тут же инстинктивно начинаешь обращать внимание на то, что ровно такая же вещь есть у кого-то ещё. 

Вот и с Троицей, мы не обращаем внимание на эту доктрину, принимая её за данность. Но всё меняется тогда, когда мы начинаем задумываться о ней. Попробуйте на предстоящей неделе целенаправленно размышлять о той роли, что Бог Отец, Сын и Дух Святой сыграли в вашем спасении. Напоминайте себе в молитвах о том, что делают Бог Отец, Сын и Дух Святой в вашей жизни сейчас. И это сделает ваше доверие Богу глубже, ваше общение с Богом ближе, а вашу надежду в Боге крепче.

Карл Барт был с одной стороны одним из наиболее значимых богословов XX века, а с другой стороны фигурой крайне противоречивой, поскольку его личная жизнь была далека от того учения Христа, в котором он столь хорошо разбирался. Он вышел из школы либерального богословия и именно с его позиций начал возвращаться к ортодоксальным учениями церкви. Но работы его далеки от той сухости, что можно было бы ожидать от богослова, проделавшего такой путь. Послушайте, как он описывает триединство Бога:

Триединство Бога – вот секрет Его красоты. Отвергнув эту истину, мы придём к пониманию Бога, в котором нет сияния и радости (нет чувства юмора!), Бога лишённого красоты. Утратив достоинство и величие настоящей божественности, такой Бог утратит и свою красоту. Но, если удержаться истины… о том, что единый Бог – есть Отец, Сын и Дух, от нас никак не ускользнёт тот факт, что в целом или в частности, помимо всего прочего, что мы знаем о Боге, Он ещё и прекрасен.

(Карл Барт «Церковная догматика»)

Понимание Троицы формирует не только наше восприятие Бога, но действительно оно определяет наше восприятие жизни

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Работает на Cornerstone