КАК ОЩУТИТЬ СВОБОДУ?
Роман «Преступление и наказание» является, наверное, одним из самых известных и узнаваемых произведений Фёдора Михайловича Достоевского. В письме редактору «Русского вестника» Достоевский описывает суть своего будущего романа: «Молодой человек, исключённый из студентов университета… решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги под проценты…» Задолго до того, как Фридрих Ницше сформулировал свою идею сверхчеловека, чья свобода практически является абсолютом, потому что он не скован нормами морали и нравственности, мысль эту раз за разом выводит Достоевский в своих романах.
Он демонстрирует, что человек не может быть до конца свободным, если не освободится от этих этических устоев общества. Но если в «Записках из подполья» эти нарушения морали являются неким капризом или «глупым хотеньем», как его называет Достоевский, то в «Преступлении и наказании», а также в «Братьях Карамазовых», это нарушение общественной морали обретает яркий образ убийства. При этом даже здесь Достоевский всё же сохраняет некие нормы, потому что убийство это так или иначе оправдывается его героями. Раскольников оправдывает убийство «старухи-процентщицы». В «Братьях Карамазовых» тоже поднимается вопрос «Зачем живёт такой человек?».
Но Родион Раскольников не просто убивает. Он выводит целую философию того, кому позволено убийство, а кому нет. Это те самые слова, что известны всем школьникам, кому когда-либо довелось писать сочинения об этом романе. Это размышления Раскольникова в статье в газете «Периодическая речь», появляющейся за несколько недель до убийства. Повторяет он потом эти размышления затем и в разговоре с Соней Мармеладовой, которая в конце романа и приведёт к перерождению Раскольникова.
Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…
(Фёдор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»)
Кажется, что именно в момент убийства, когда Раскольников сперва убивает «старуху-процентщицу», а затем и внезапно вернувшуюся домой её сестру Елизавету, он должен наконец-то испытать свободу. Но ощущает он её ранее, в то мгновение, когда кажется, что он расстаётся с идеей преступления.
Проходя чрез мост, он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца. Несмотря на слабость свою, он даже не ощущал в себе усталости. Точно нарыв на сердце его, нарывавший весь месяц, вдруг прорвался. Свобода, свобода! Он свободен теперь от этих чар, от колдовства, обаяния, от наваждения!
(Фёдор Достоевский «Преступление и наказание»)
Однако, чувства наши ненадёжны. И уже вскоре Достоевский описывает, что именно в этот момент, ощутив свободу, Раскольников случайно узнаёт, когда Елизаветы не будет дома, и решается на убийство. Свобода рассеивается, как утренний туман. Что же дарит нам истинную свободу?
Мы живём в век, когда свобода, кажется, осталась чуть ли единственной нашей добродетелью. Мы отчаянно ищем её, не замечая, как столь часто становимся заложниками наших собственных свобод. В этом смысле мы раз за разом повторяем путь Раскольникова, хоть и без убийств. Свобода не может быть нашим абсолютом. Доктор Атул Гванде в своей книге «Быть смертным» пишет:
Лучше быть более свободным, чем менее. Но ради чего? Качество нашей жизни не измеряется тем, насколько мы свободны. Также, как и безопасность пуста, и даже самоубийственна, когда становится самоцелью, точно также тщетна и полная независимость.
(Атул Гванде «Быть смертным»)
Тем временем в Евангелии от Иоанна мы находим с вами любопытный разговор Иисуса с некоторыми из Его ранних последователей. Именно в этой беседе Иисус произносил слова, которые затем обретут огромную популярность, когда Он говорит: «Вы познаете истину и истина сделает вас свободными». Но сама беседа намного более содержательна, чем просто эти слова. В этом коротком учении мы раскрываем для себя не только истинную природу свободы, но и обретаем ориентиры, которые приводят нас к столь желанной независимости.
Иисус сказал иудеям, поверившим в Него: «Если вы будете верны Моему учению, то вы действительно Мои ученики. Вы тогда узнаете истину, и истина сделает вас свободными». Они ответили: «Мы потомки Авраама и никогда не были никому рабами. Как это мы можем “стать свободным”»? Иисус ответил: «Говорю вам истину: каждый, кто грешит, – раб греха. Раб не всегда будет жить в семье, а сын в ней живет всегда. Поэтому если Сын вас освободит, вы будете действительно свободными. Я знаю, что вы потомки Авраама, но вы готовы убить Меня, потому что вы не принимаете Моего учения. Я говорю вам о том, что Я видел у Отца, а вы делаете то, что вы услышали от вашего отца». «Наш отец – Авраам», – ответили они. «Если бы вы были детьми Авраама», – ответил Иисус, – «вы бы делали дела Авраама, но вы стремитесь убить Меня, Человека, говорящего вам истину, – истину, которую Я слышал от Бога. Авраам так не делал. Вы делаете то, что делал ваш отец». «Мы не какие-нибудь незаконнорожденные», – говорили они, – «у нас один Отец – Сам Бог». Иисус сказал им: «Если бы Бог был вашим Отцом, то вы любили бы Меня, потому что Я пришел от Бога, и вот Я здесь. Я пришел не Сам от Себя, Меня послал Он. Почему вы не понимаете того, о чем Я вам говорю? Да потому, что вы не можете даже слышать слова Моего. Вы принадлежите вашему отцу, дьяволу, и хотите исполнить желания вашего отца. Он от начала был человекоубийцей и не устоял в истине, потому что в нем нет никакой истины. Когда он лжет, то делает то, что ему свойственно, потому что он лжец и отец лжи. Но Я говорю вам истину, и поэтому вы Мне не верите! Может ли кто-либо из вас уличить Меня во грехе? Если же Я говорю истину, то почему вы Мне не верите? Тот, кто принадлежит Богу, слышит, что Бог говорит. Вы не слышите Меня потому, что вы не принадлежите Богу…» Иисус сказал: «Говорю вам истину, еще до того, как Авраам родился, Я ЕСТЬ!» 59 Тогда они схватили камни, чтобы бросить в Него, но Иисус скрылся и вышел из храма.
(Евангелие от Иоанна 8:31-59)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Традиционно считается, что свобода может быть как отрицательной, так и положительной. В этом смысле негативная свобода – это свобода от ограничений. В то время как позитивная свобода – это свобода возможностей. Сегодня, когда мы говорим о свободе, мы чаще всего подразумеваем именно негативную свободу. Для реализации же заложенного в нас потенциала нам нужна как первая, так и вторая свобода. Христианское понимание свободы затрагивает оба этих аспекта, когда говорит о том, что во Христе мы обрели свободу от греха.
Христос заявляет, что доверившиеся Ему обретают свободу от смерти. Это высшее проявление независимости от каких-либо ограничений, которое только может быть доступно человеку. Задумайтесь на мгновение о том, как многое в нашей жизни продиктовано этим желанием отсрочить смерть. Да, современное общество всячески прячет её. Мы не сталкиваемся с ней в нашей жизни, так как соприкасались со смертью в аграрном мире, где каждый день ты понимал, что для того, чтобы ты жил, кто-то должен умереть. Более того, ты жил в мире, где кладбище с твоими усопшими родными и близкими находилось в шаговой доступности. Порой ты не мог прийти в церковь на богослужение, не соприкоснувшись с реальностью бренности бытия. Сегодня мы не видим смерти и стараемся изо всех сил избежать напоминания о ней.
Смерть порабощает нас уже сейчас, потому что многие наши действия как раз продиктованы тем, чтобы не думать о смерти и всячески скрыть от себя её неминуемое приближение. Мы заботимся о своём здоровье, вкладываемся в наше качество жизни, занимаемся спортом и даже делаем ряд пластических операций лишь с одной целью – как можно меньше думать о смерти. Мы даже тешим себя тем, что 50 – это новые 30, подразумевая, что теперь те, кто перевалил за полувековой рубеж, могут быть настолько же активны в жизни, как раньше были активны тридцатилетние. Но всё тщетно.
Христос же дарит нам именно эту свободу. Он выдёргивает нас из цепких объятий небытия. Эта новая свобода открывает, в свою очередь, целую череду возможностей, которые были недоступны нам раньше. Мы свободны теперь в своих желаниях. То есть Иисус не только меняет наши стандарты поведения, но и преображает наши желания. Возьмём простой пример, почему пожилые мужчины или женщины сегодня выбирают себе в качестве партнёров молодых? Потому что они привлекательней? Да, конечно! Из-за того, что они полны сил. Возможно. Но прежде всего потому, что, глядя на них, ты не думаешь о своём возрасте. Однако, если мы освободимся от этих мыслей, мы вдруг откроем для себя, что все наши желания постепенно меняются.
Однажды знаменитого проповедника и автора одного из самых популярных бестселлеров последних нескольких лет Рика Уоррена начал подтрунивать его близкий друг, который был достаточно далёк от Христианства. Этот человек упрекал Рика в том, что несмотря на баснословные деньги, тот живёт в общем-то достаточно скучной жизнью. Он не употребляет наркотики, не устраивает вечеринки и не изменяет своей жене с какой-нибудь сногсшибательной супермоделью, хотя мог бы финансово позволить все эти вещи. На что Рик ответил: «Я употребляю такое количество наркотиков, какое хочу. Я сплю со столькими женщинами, со сколькими хочу».
В 1521 году, вскоре после начала реформации, близкий друг и сподвижник Мартина Лютера Филипп Меланхтон написал Лютеру письмо. Оно не сохранилось, но, судя по ответу Лютера, Меланхтон спрашивал у Мартина, что он думает о греховных практиках католических священников. Сам Мартин Лютер скрывался в этот момент от католической церкви в замке в Варбурге. В своём ответе Лютер пишет Меланхтону: «Будь грешником, греши смело, но пусть доверие твоё Христу будет сильнее. Радуйся Христу, покорившему грех, смерть и этот мир». Впоследствии эту цитату сократили до лозунга «люби Бога и греши смело». Шокирующая реальность этих слов в том, что мы свободны пуститься во все тяжкие, но больше не хотим этого делать.
Эта новая свобода в наших желаниях приводит к тому, что мы теперь независимы и в своей жертвенности. Если раньше все наши устремления так или иначе были завязаны на себя, то теперь, обретя свободу от смерти, мы больше не ограничены в своих ресурсах так, как были ограничены раньше. У нас есть время, средства и силы, которые мы можем посвящать теперь другим людям.
И всё это приводит к совершенно новой свободе в жизни в целом. Мы наконец-то можем поднять глаза для того, чтобы посмотреть на небо и насладиться тем, что у жизни не будет конца. Настанет день, когда мы сделаем свой последний вдох в этом мире, но это не будет концом. Это станет началом совершенно нового приключения длиной в вечность.
Как же Христос добился этой новой свободы и победил смерть? Как ни странно, но Иисус добивается этого тем, что порабощает себя смертью. Он не просто погибает, но в Своей смерти Он лишён свободы. Его руки и ноги в буквальном смысле слова прибиты к дереву. Всесильный Бог ограничен крестом. А затем Его тело укутывают в саван, кладут в гробницу, закрывают вход огромным камнем и запечатывают его. Просто гибели уже достаточно. В смерти умирает всякая свобода выбора. Смерть сковывает, но смерть Христа разрывает оковы самой смерти. Иисус порабощает Себя смертью, чтобы освободить нас.
Клайв Стейплз Льюис прекрасно передаёт эту мысль, когда Аслан объясняет девочкам, как его смерть могла освободит Эдмунда и как он сам смог вырваться из её цепких объятий:
Колдунья знает Тайную Магию, уходящую в глубь времён. Но если бы она могла заглянуть ещё глубже, в тишину и мрак, которые были до того, как началась история Нарнии, она прочитала бы другие Магические Знаки. Она бы узнала, что когда вместо предателя на жертвенный Стол по доброй воле взойдёт тот, кто ни в чём не виноват, кто не совершал никакого предательства, Стол сломается, и сама смерть поворотит вспять.
(Клайв Стейплз Льюис «Лев, Колдунья и платяной шкаф»)
Свободны ли вы от смерти? Можете ли вы сказать, что вкусили бессмертие и знаете, что в вечности вас ожидает Христос с распростёртыми объятьями, потому что вы доверились Ему в молитве покаяния? Был ли этот момент в вашем прошлом, когда бы вы прошептали Ему, что Он нужен вам до смерти?
Если вы не можете вспомнить о таком мгновении, сделайте это прямо сейчас. Не откладывайте это самое важное решение в жизни! Обретите свободу и расскажите всем вокруг вас об этом, приняв таинство святого водного крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ
Тема свободы является ключевой для Послания Галатам апостола Павла. Можно сказать, что те, кому было адресовано это письмо, бросились «из огня да в полымя». До Христа они были порабощены своим развратом, который вместо обещанного удовлетворения принёс им опустошения. Однако вскоре после того, как они обратились к Богу, они начали погружаться в другую крайность – законничество и мёртвую религиозность, которая тоже не принесла бы им искомого наслаждения жизнью. Павел призывает их вернуться к свободе, которую они обрели во Христе.
Чье одобрение мне нужно: людей или Бога? Может, вы думаете, что я пытаюсь угодить людям? Если бы я к этому стремился, то я не был бы слугой Христа... Христос освободил нас, чтобы мы были свободными. Поэтому стойте твердо и не подвергайтесь вновь рабству.
(Послание Галатам 1:10 и 5:1)
- Мы обрели свободу во Христе и призваны теперь ей наслаждаться. Не идите на поводу у старых моделей понимания свободы, будь то традиционная или современная модель.
- Живите в той свободе, что Христос дал нам, доверяя Ему, что Он не только даёт нам новые критерии поведения, но и постепенно, шаг за шагом меняет наши желания, чтобы мы могли реализовать заложенный в нас Богом потенциал.
Роман «Преступление и наказание» заканчивается чистосердечным признанием Раскольникова в том, что именно он убил «старуху-процентщицу» и её сестру Елизавету. Уже в «Эпилоге» мы встречаемся с Раскольниковым в ссылке, где его чуть не убили каторжники за то, что он безбожник, и куда приезжает к нему Сонечка Мармеладова и привозит с собой Евангелие. «Преступление и наказание» в буквальном смысле слова оканчивается там, где начинается новая история Родиона Раскольникова. Достоевский завершает роман словами:
Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, — но теперешний рассказ наш окончен.
(Фёдор Михайлович Достоевский «Преступление и наказание»)
Ирония окончания «Преступления и наказания» в том, что, находясь в заточении, Родион находит ту самую свободу, границы которой и привели его к убийству. Но находит он свободу не в попрании норм морали и нравственности, а, наоборот, в подчинении себя самому требовательному своду законов – Евангелию Христа.
Современный классик литературы постмодернизма Дэвид Фостер Уоллес, безвременно ушедший из-за самоубийства, говорит в своей речи, обращённой выпускникам колледжа Кэньон, вошедшей в историю под названием «Это вода», о том, как связана свобода и наше поклонение:
…свобода, которая является результатом настоящего обучения, обучения способности «приспосабливаться». Вы получаете возможность решать, что имеет значение, а что — нет. Вы сами выбираете, чему поклоняться. Ведь есть еще одна довольно странная истина: в повседневных окопах взрослой жизни на самом деле нет атеизма. Не бывает такого, чтобы человек не поклонялся чему-либо. Каждый поклоняется кому-то или чему-то. Выбор, присущий каждому из нас, — это выбор предмета поклонения. При этом причина выбрать какого-либо бога или что-то духовное — Христа, Аллаха, Иегову, викканскую Богиню, Четыре Благородные Истины, или неоспоримый набор этических принципов — кроется в том, что практически любой другой предмет поклонения сожрет вас заживо. Если вы ставите превыше всего деньги и вещи, если в них вы видите смысл своей жизни, у вас никогда не будет их достаточно, никогда не будет ощущения достатка. Так уж это устроено. Возведите в ранг священного ваше тело, красоту, сексуальную привлекательность — и вам обеспечена вечная неудовлетворенность собой. А когда проходящее время и возраст начнут напоминать о себе, вы умрете миллион раз прежде, чем смерть действительно вас настигнет...
Поклоняйтесь силе, и вы добьетесь ощущения слабости и беспокойства, вам потребуется все больше и больше власти, чтобы заглушить собственный страх. Поклоняйтесь интеллекту, представлению о себе как о мудром человеке, и вы дождетесь, что будете чувствовать себя глупым, обманщиком, которого вот-вот разоблачат. Но коварство поклонения подобным вещам не в том, что это порочно или греховно, а в том, что оно бессознательно. Это естественное свойство. Это такая «религия», в которую вы непроизвольно уходите, день за днем, постепенно все более избирательно видя и оценивая вещи, при этом даже не вполне замечая, что происходит.
И так называемый реальный мир нисколько не будет препятствовать вашему существованию в этом исходном положении, потому что так называемый реальный мир, мир людей, денег и власти, радостно напевает себе под нос, барахтаясь в омуте страха, злости, разочарования, стяжательства и себялюбия. Наша современная культура приспособила эти силы так, что они привели к беспрецедентному изобилию, удобствам и личной свободе. Свободе каждого быть властителем крошечного королевства размером с черепную коробку в центре необитаемой вселенной. У такой свободы множество достоинств. Но, безусловно, есть несколько типов свободы, и о самом ценном из них вы немного услышите в большом мире, где все хотят, добиваются и выставляют себя напоказ. Та свобода, что в самом деле важна, связана с вниманием, сознательностью, тренировкой и умением действительно проявлять заботу о других людях и отдавать. Снова и снова, в самых мелких непривлекательных ситуациях, бесчисленное количество раз на дню. Вот это — свобода.
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.