ПОИСК

ЭКО: этические вопросы

Мэтью Эппинетт
2025-03-29
Должны ли христиане радоваться расширению доступа к экстракорпоральному оплодотворению?

18 февраля 2025 года президент Трамп подписал указ «О расширении доступа к экстракорпоральному оплодотворению». Американцы ожидали этого шага, ведь во время своей предвыборной кампании Трамп обещал развивать ЭКО.

Бесплодие, конечно, не новость для человечества. В Библии описаны семь пар, которые пытались завести детей, начиная с Аврама и Сарай в Бытие 15. Возможно, самым известным библейским рассказом о бесплодии является история Анны, которая «сильно огорчилась и молилась Господу и горько плакала» (1 Цар. 1:10).

Кому-то из читающих эти строки слишком хорошо знакомы молитвы и плач Ханны. Нам с женой это точно знакомо. Когда мы начали предпринимать попытки забеременеть, нам поставили диагноз «бесплодие», и мы оказались в числе примерно 15 процентов пар, которые сегодня сталкиваются с этой проблемой. После того как первые тесты, вмешательства и лечение не дали результатов, нам было рекомендовано рассмотреть возможность ЭКО.

Ценность каждой человеческой жизни

Законное желание иметь собственного ребенка, которое мы и многие другие разделяем с Анной, - одна из основных причин, по которой были разработаны такие репродуктивные технологии, как ЭКО. В указе Трампа должным образом признается важность семьи и роль правительства в содействии и поддержке рождения и воспитания детей.

Однако указ допускает ошибку, утверждая, что, поскольку ЭКО приводит к рождению живых детей - хотя и в меньшем количестве, чем многие думают, - это хорошо и, следовательно, должно быть расширено.

Если говорить начистоту, то дети, рожденные в результате ЭКО, - это подарок. Как и все остальные человеческие существа, они созданы по образу и подобию Божьему. Несколько мест в Писании говорят о великой ценности человека, о том, что Бог знает каждую грань нашей жизни. Например, в138-м псалмеговорится о том, что Бог знает нас досконально: «Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю». Бог знает нас с самого начала нашей жизни. Бог «образовал [наши] внутренности» и «связал [нас] воедино» в утробе наших матерей. Эти обетования - а то, что Бог знает нас и заботится о каждой детали нашей жизни, - в равной степени относятся ко всем людям без исключения, поскольку Бог суверенно управляет каждым человеком, независимо от обстоятельств его зачатия.

Более того, из великой любви к нам Бог Сын воплотился как один из нас, полностью Бог и полностью человек одновременно. Лука рассказывает, что ангел Гавриил сказал Марии: «Зачнешь во чреве твоем и родишь сына» (Лк. 1:31). Удивительно думать, что воплощение началось с того, что Иисус Христос был эмбрионом.

Скрытая реальность ЭКО

Мало кто знает, что 93 % всех эмбрионов, созданных с помощью ЭКО, не приводят к беременности. Некоторые эмбрионы не выживают достаточно долго, чтобы быть перенесенными в матку. Некоторые не приживаются после переноса, а многие остаются замороженными на неопределенное время.

Сторонники ЭКО указывают на то, что эмбрионы теряются и в ходе обычного процесса деторождения, и задаются вопросом, не может ли это смягчить тот факт, что, как утверждают недавние заголовки, «Потеря эмбрионов является неотъемлемой частью ЭКО» и «Выбрасывание эмбрионов является неотъемлемой частью процесса ЭКО». Однако стоит спросить, есть ли разница между тем, что происходит в нормальном ходе событий в падшем мире, и тем, что происходит в работе техника в лаборатории. Я бы утверждал, что существует моральная разница между возможностью естественной потери эмбриона и намеренным использованием лабораторной техники, которая, как мы знаем , приведет к потере эмбриона.

В январе 2025 года журнал MIT Technology Review сообщил: «Миллионы - или потенциально десятки миллионов эмбрионов, созданных с помощью ЭКО, застыли во времени, хранясь в криохранилищах по всему миру. Их число только растет благодаря технологическому прогрессу, растущей популярности ЭКО и улучшению показателей его успешности».

Это должно вызывать глубокую тревогу у христиан, но слишком часто это не так. Мы тоже можем думать, что ЭКО - это хорошо, потому что оно иногда приводит к рождению живых детей. Но при ближайшем рассмотрении того, что влечет за собой ЭКО, возникает вопрос о том, разумно ли христианам участвовать в нем. Как правило, в результате ЭКО не только создается множество эмбрионов, которым никогда не будет предоставлена возможность расти и развиваться, но и часто проводится тестирование, классификация и ранжирование эмбрионов по их пригодности или даже по полу. Те эмбрионы, которые не соответствуют ожиданиям или желаниям родителей, либо замораживаются на неопределенный срок, либо выбрасываются.

Эти оценки эмбрионов превращают то, что должно быть получением чудесного дара, в откровенное производство новых человеческих существ, которые сразу же подвергаются контролю качества. ЭКО переводит человека от рождения или воспитания к «метафоре фабрики, „повторному производству“».

Приветствовать жизнь, ставя под сомнение метод

Самое распространенное возражение, которое я слышу, заключается в том, что, ставя под сомнение ЭКО, я каким-то образом ставлю под сомнение жизнь детей, рожденных с помощью ЭКО. Но мы по праву празднуем их жизнь, как и жизнь всех детей, независимо от обстоятельств их зачатия. Никто не сомневается, что ребенок, родившийся у родителей-подростков, имеет неоценимую ценность и достоинство, однако подростковая беременность - это не то, что мы хотим поощрять.

Точно так же и в случае с ЭКО мы можем испытывать глубокие сомнения по поводу этой практики, даже если мы радуемся жизни тех, кто родился благодаря этому методу. Однако мы также должны радоваться жизни тех эмбрионов, которые даже сейчас ожидают возможности вырасти и расцвести.

Первым шагом в решении этических проблем должен стать отказ христиан, занимающихся ЭКО, от замораживания всех без исключения эмбрионов, даже если они думают, что впоследствии перенесут их в утробу матери. Затем родители, у которых эмбрионы находятся в замороженном состоянии, должны с молитвой подумать об их извлечении и переносе, если это вообще возможно.

Для этого существует множество препятствий, и не в последнюю очередь это стоимость процесса переноса, который может оказаться непомерно дорогим. Кроме того, создание большей семьи, чем пара изначально планировала, еще больше увеличивает экономическое бремя. Церкви могли бы рассматривать это как возможность поддержать такие семьи, но многие церкви, особенно небольшие, будут располагать лишь скромными ресурсами.

Кроме того, не все семьи с замороженными эмбрионами смогут перенести их в материнскую утробу. Например, этому могут помешать медицинские осложнения. Я уже рассказывал о возможных вариантах в таких случаях.

Личное путешествие с бесплодием

Уничтожение эмбрионов и производство замороженных эмбрионов - это только две из многих проблем, связанных с ЭКО. Несколько христианских авторов рассматривали другие этические вопросы и вопрос о том, стоит ли христианам вообще заниматься ЭКО.

К счастью, существуют и другие варианты, хотя они и не очень известны. Техники, основанные на осознаниибесплодия и восстановительной медицине, - это хорошо разработанные подходы, которые направлены на устранение глубинных причин бесплодия, а не на их обход с помощью таких технологий, как ЭКО.

Наш с женой опыт бесплодия и предложение ЭКО привели нас к дополнительной молитве и многочисленным исследованиям. В конечном итоге мы пришли к выводу, что ЭКО не для нас. Мы считаем, что «процесс зарождения новой жизни» не должен происходить в лаборатории.

Поэтому мое скромное предложение заключается в том, чтобы мы горевали по поводу таких директив, как «Расширение доступа к экстракорпоральному оплодотворению», скорбели вместе с теми, кто страдает от бесплодия, и выступали за то, чтобы искать способы исцеления тела, а не исключать его из процесса появления новых жизней на свет.

Статьи по теме:
Эрин Макнили
Прежде, чем заводить детей, прочитайте эту статью. И не только ее.
Брайан Сэндс
Что Бог и наука говорят о сексе и браке.
Хьонг Ик Ким
Кто помнит самую первую заповедь, когда еще не было десяти?
Работает на Cornerstone