Времени предостаточно. По крайней мере, так утверждает Лора Вандеркам, за 12 месяцев сумевшая подробным образом проследить, на что уходят ее минуты и часы. Работающая на полную ставку мама четырех детей, возрастом менее 8 лет, казалось, имеет полное право жаловаться, что времени ни на что не хватает. Но подробно расписав все свои рекордные 8784 часа, она вдруг увидела, что не только нет недостатка во времени, но его прямо-таки предостаточно!
В своей статье в Нью-Йорк Таймз Вандеркам объясняет свой эксперимент: «Я не открыла новый чудесный способ добавить по часу к каждому дню. Но я вдруг поняла, что байки, которыми я сама себя кормила насчет нехватки времени, не всегда были правдивыми. Ритм моих ежечасных дел и задач был не настолько быстр, как мне раньше казалось». Заглянув в свои записи, Вандеркам вдруг увидела, каким образом она тратила свое личное время («327 часов чтения»), и избавилась от заблуждения насчет «переработок». Ей казалось, что на работу она тратит 45-50 часов в неделю, но оказалось, что цифра гораздо ближе к 40. В итоге ее записи вскрыли довольно удобную ложь про «нет времени».
Я на Вандеркам не похожа. Я за своим временем так не следила. Но я обычно составляю очень подробное расписание. Ведь я мать пятерых детей, требующих не только чистой одежды и регулярного питания, но еще и участвующих в различных кружках и секциях. У моего мужа ответственный пост на работе, поэтому домашние дела мне приходится, по большей части, нести на своих плечах. К тому же после долгих лет в качестве стопроцентной домохозяйки я начала подрабатывать: теперь я пишу и выступаю на семинарах и конференциях. И вопросы, как мне это все удается, раздаются все чаще и чаще.
Довольно легко ответить на этот вопрос советом лучше распоряжаться своим временем. Совет этот я почерпнула из прочтенных мною книг, в которых ругают перегруженность нашего сознания информацией и страхами. В книжках этих рекомендуют составлять расписания и «списки проектов». Я этому совету следую, составляя упомянутые списки по приоритетам, а не по срочности.
Но утверждать, что все это я успеваю делать благодаря волшебной палочке «осознанного управления временем», не могу. Ведь между мной и довольно большим количеством «перегруженных мам» есть одно крайне важное отличие: у меня есть материальные преимущества. Когда дети были совсем маленькими, зарплаты моего мужа хватало с лихвой, чтобы освободить меня заботиться о детях и не работать. Сейчас же, снова встав в ряды работающих сограждан, я могу себе позволить нанимать помощников по дому и нянь. И это, несомненно, разгружает наш семейный календарь. А когда приходится уезжать в командировку, я решаю проблемы питания большой семьи с помощью местного ресторана, доставляющего вкусную и здоровую еду из фермерских продуктов до двери нашего дома. За деньги счастья, конечно, не купишь, но можно купить время и это лукавое «я все успеваю сама».
Шерил Сандберг, операционный директор в Фейсбук, тоже не страдает от недостатка ресурсов, которые помогают успешно распределять время и задачи. Она – автор изрядно нашумевшей книги «Не бойся действовать». Совсем недавно Шерил назвала некоторые заблуждения, высказанные в своей книге. Рано овдовев Сандберг признала, что не вполне понимала проблемы, которые возникают у матерей-одиночек, 35 процентов которых боятся, что не смогут прокормить своих детей и работают на двух (и даже больше) работах. «Я не представляла себе, насколько тяжело добиться успеха на работе, когда ты перегружен домашними заботами», – сказала Сандберг. Что автор нашумевшей книги вдруг осознала: не бояться действовать (следить за временем, распределять расписание, не говоря уже о нянях и помощницах по хозяйству) – это возможности, которые дает привилегированное положение.
«Скажи, что делать будешь с жизнью ты, она ценна и страсти преисполнена, но ведь она одна?», – пишет поэтесса Мэри Оливер.
Оливер понимает, что все мы, богатые и бедные, в распоряжение получили только одну жизнь. Человеческое сердце, словно механические часы, однажды «тикнет» в последний раз. И, возможно, в этом и есть наша главная проблема, когда дело касается времени: можно преуспеть в расписаниях и распределении задач, но время утекает все равно, и однажды оно закончится. Мы можем урывать и экономить часы и минуты, где-то даже их выигрывать и преумножать, но их все равно не будет в избытке. Время всегда будет в дефиците.
Страхи об утекающем времени посещают не только богатых. Более того, это не феномен современности. Моисей в молитве признавал краткость отведенного человеку времени: «Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое» (Пс. 89:12). Псалмопевец осознает, что «дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет» (Пс. 102:15). Даже Иисус, который был еще до того, как мы стали исчислять время минутами и часами, понимал нашу жажду времени. В Нагорной проповеди, обращаясь к аудитории первого века нашего летоисчисления, Он призывает человека не беспокоиться: «И кто из вас, беспокоясь, может продлить себе жизнь хотя бы на один час?» (Мф. 6:27, Новый русский перевод). Мы все беззащитны перед кипящим потоком реки времени, который несет нас к последнему дню.
Как написал в своем романе Пол Хардинг, люди похожи на насекомых, которые ползут по циферблату часов. «Кажется, что мы видим и осязаем время, но не понимаем его в свете космического мироздания, признавая лишь, что у нас есть «большее предназначение», данное нам Создателем, и суть которого понятна лишь Ему Самому. И предназначение это есть благо для нас, оно пугает нас, оно нами не познано, и только вера может смягчить отчаянную боль и горести нашего прекрасного и ужасного мира. Оно просто, дорогой читатель, логично и изящно».
Время летит. Для всех нас. Но не для Бога.
Возможно, именно поэтому христианская вера способна утихомирить бурю беспокойства об истекающем времени. Как сказал Моисей, «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог» (Пс. 89:2).
Наши «дни» в Его вечных руках (Пс. 30:16).