ПОИСК

Какие иллюстрации уже стоило бы отлучить от церкви? Любую уже произнесенную

Маргарита Шустер
2014-07-09
Не всякая история помогает пониманию проповеди.

Мы публикуем три мнения о том, какие иллюстрации совсем не помогают проповедникам, а, напротив, затрудняют понимание и достижение цели проповеди.

Сегодня мнение Маргариты Шустер. (Маргарита Шустер – старший профессор проповеди и богословия Фуллеровской богословской семинарии.)

Любую уже произнесенную

Много лет назад один мой дядя, частый посетитель церкви, наблюдая за внуком, с трудом перемещавшимся под тяжестью рождественского подарка, произнес скрипучим голосом: «Он не тяжесть, он – мой подарок».

Разумеется, дядя мой переиначил на свой лад иллюстрацию столетней давности о шотландской девочке, которая на вопрос, не тяжесть ли она несет, ответила: «Он не тяжесть, он – мой брат».

К моменту, когда я впервые услышала эту иллюстрацию, девочка трансформировалась в африканского мальчика, который на спине нес немощного братика-инвалида. Фраза про тяжесть стала слоганом одной из благотворительных организаций, заголовком, слегка переиначенным, хита известной группы и темой рекламного ролика крупной пивной компании. История эта, несомненно, способна тронуть даже самого черствого человека. Почему же я за то, чтобы ее изгнать из проповедей?

Да хотя бы из-за реакции моего дяди для начала. Все уже слышали эту историю. Все, на что эта история способна теперь – это на бесконечное количество пародий на данную тему. И в этих пародиях тонет главная мысль – настоящая любовь облегчает ношу. Я часто говорю своим студентам, что если они уже два раза слышали какой-то пример, не стоит приводить его в проповеди. Конечно, в наш век вирусных технологий, когда у каждого есть неограниченный доступ к хорошим историям и примерам, задача проповедника сильно усложнилась. И истории нужно применять только в том случае, если проповедник может предложить что-то свежее, еще не использованное ранее.

Еще одна часто встречающаяся сложность — это морализм и навязывание чувства вины. Да, любовь облегчает ношу. Но даже самые «любвеспособные» люди иногда настолько утомлены ношей, что нет сил продолжать идти. И худшее, что можно сделать – это сказать им, что если бы они еще чуть больше любили, им было бы легче переносить тяготы сложившейся ситуации. Иисус хоть и говорил, что его ноша не тяжела, но Он также и призывал Своих учеников нести крест – орудие казни. Проповеднику стоит найти правильный баланс между строгим посылом для укрощения гордых и словами ободрения для тех, чей дух сокрушен.

Самое же главное – подобные иллюстрации больше подавляют людей, чем помогают понять библейский текст. Как часто из всей проповеди мы помним только иллюстрацию, напрочь забыв ту библейскую истину, которую она должна была проиллюстрировать. А нацеленность иллюстрации на общечеловеческую идею как правило означает, что ее можно применять как в проповеди, так и в рекламе пива. Порой истина, скрытая в иллюстрации, не способна ни приблизить нас к Богу, ни дать нам евангельскую надежду.

Конечно, у иллюстрации и нет цели сделать всю работу за проповедника. В хорошей проповеди древний текст будет объясняем с позиции современных образов. Но материал, подаваемый в проповеди, должен подчеркивать библейский текст, а не размывать его среди ярких примеров. Должно быть понятно, что в конце концов Бог – центральный персонаж любой проповеди.

Следующая статья из этой серии вот тут.

Статьи по теме:
Джонатан Пеннингтон
Скорее всего вы прочитали Нагорную проповедь не один раз. Есть смысл прочитать еще.
Алексей Прокопенко
Церковь «Преображение», г. Самара
Сиддхартха Мукерджи
Когда Антону Чехову было 31, он отправился на остров Сахалин в колонию каторжников. В результате мир получил новый вид литературы.
Любовь - это...
Алексей Прокопенко
1 Кор. 13:4а
Великодушие любви – это широкое сердце, способное вмещать других людей с их недостатками, зная об их недостатках.
Работает на Cornerstone