ПОИСК

Наблюдения о проповеди Христа на «ровном месте» (Лк. 6)

Николай Лелиовский
2017-12-15
Мало кто знает, что вариант Нагорной проповеди также записан в Ев. от Луки.

Самой известной проповедью Иисуса Христа была «Нагорная проповедь». Мало кто знает, что вариант этой проповеди также записан в Ев. от Луки. Однако проповедь в Луки имеет несколько отличий. Во-первых, она сказана на «ровном месте», в то время как проповедь в Мф. 5:1 была сказана, когда Христос «взошёл на гору». Во-вторых, проповедь в Луки намного короче (30 ст.), по сравнению с проповедью у в Матфея (107 ст.). Однако между ними есть несколько сходств, обе проповеди начинаются с «заповедей блаженства» и заканчиваются притчей о человеке, построившем свой дом на камне, а также содержат множество других похожих утверждений. Существует два возможных способа объяснить эти сходства и различия: (1) это два разных варианта одной и той же проповеди; (2) это две похожие, но разные проповеди.

В отличие от Матфея, в Луки за заповедями блаженства следуют проклятия (Лк. 17-26). Прежде чем перейти к рассмотрению заповедей блаженства, следует задаться важным интерпретационным вопросом: как понимать эти заповеди? То есть, являются ли они условиями входа в Царствие Божье или же они являются обещаниями будущих благословений, ожидающих христиан? Другими словами, были ли эти слова евангелизационным призывом к спасению или пасторским утешением, для тех, кто нуждается в ободрении?  На мой взгляд, правильным ответом является последнее. Во-первых, эти слова обращены ученикам, во-вторых, последняя заповедь блаженства обращена к тем, кто преследуем ради Сына Человеческого. В-третьих, заповеди заканчиваются увещанием «велика вам награда на небесах». Следовательно, «акцент сделан на том, что Бог видит ваше затруднительное положение и в своё время исправит ситуацию, а не на увещании быть бедным, голодным, плачущим и гонимым».[1]

Последнее, что следует сказать – это то, что четыре заповеди блаженства в Луки (или 8 в Мафтея), описывают не 4 разные группы: нищие, голодные, плачущие, гонимые, но 1 группу.[2]

Таким образом, эти заповеди блаженства не стоит воспринимать как осуждение: «Вы не блаженные, если ваша жизнь в совершенстве не соответствует этим заповедям», но как слова утешения: Вы, верующие в Иисуса, нищие, голодные, плачущие, гонимые – вы блаженны, ибо ваше подлинно есть Царствие Божие, Бог утешит вас и отрет всякую слезу. Главная цель этих слов утешить учеников Христа, отказавшихся от мирских благ и утешений, сообщив им о том, что их наградой будет блаженство».[3] 

В следующем постинге мы поговорим о значении обетований блаженства и проклятий.  

 

[1] Garland, Luke, 276.

[2] Stein, Luke, 200; Стотт, Нагорная проповедь.

[3] Stein, Luke, 200.

Статьи по теме:
Джонатан Пеннингтон
Скорее всего вы прочитали Нагорную проповедь не один раз. Есть смысл прочитать еще.
Алексей Прокопенко
Церковь «Преображение», г. Самара
Сиддхартха Мукерджи
Когда Антону Чехову было 31, он отправился на остров Сахалин в колонию каторжников. В результате мир получил новый вид литературы.
Любовь - это...
Алексей Прокопенко
1 Кор. 13:4а
Великодушие любви – это широкое сердце, способное вмещать других людей с их недостатками, зная об их недостатках.
Работает на Cornerstone