ПОИСК

Мужчины больше не поют?

Давид Мурроу
2014-01-11
Многие сегодня задаются вопросом, почему так тяжело проходит иногда в церквях общее пение. Группа поклонения старается, а подпевает ей небольшая кучка близких к команде друзей.

Вчера это опять повторилось. Я посетил одну их этих современных и модных ныне церквей, и почти никто не пел. Прихожане покорно встали, группа поклонения наяривала, дымовая машина дымила, свет красиво мигал. Слова песен были на экране, но почти никто не пел. Несколько женщин вроде как пытались подпевать. Из мужчин, кроме самого лидера поклонения, еще один немного приоткрывал рот в такт мелодии.

В своем блоге я уже писал на эту тему, задаваясь вопросом, а не перестали ли петь в церквях? С тех пор я немного больше узнал. Оказывается пение в церквях на протяжении многих веков то ослабевало, то усиливалось. На мою молодость пришелся пик пения в церквях. Но, кажется, пик опять пошел на спад. И для мужчин это, пожалуй, не самая приятная новость.

Но давайте для начала немного открутим колесо истории назад и поговорим о том, с чего все начиналось. До Реформации обычные прихожане не должны были петь в церкви. Им отводилась роль зрителей, пока профессионалы (священники и канторы) пели, играли на сложных инструментах (больших органах), а сами песни были на сложном языке (латинском).

Но случилась Рефомация и поклонение вернули людям в виде общего пения. Реформаторы придумали простые мелодии, которые было легко петь, а в слова был заложен глубокий богословский смысл. В 16 веке большинство людей были неграмотными и общее пение еще и стало особой и весьма эффективной формой катехизации. Прихожане узнавали о Боге, когда о Нем пели.

Потом изобрели печатный станок и петь стали еще больше. Первый сборник гимнов был отпечатан в 1532 году, прошло немного времени и около двадцати подобных сборников стали стандартными в большинстве церквей. На протяжении четырех столетий эти сборники немного потолстели. К середине 20 века в каждой протестантской церкви был сборник с тысячей гимнов, из которых 250 пели регулярно. Когда я был молодым в моей церкви мы просто брали сборник и пели каждый куплет и каждую песню.

Но прогресс не стоял на месте и где-то 20 лет назад в церквях стали появляться проекторы. Вдруг появилась возможность проецировать слова песен на экран. Сборники гимнов оказались не нужны. А лимит в 1000 песен, наконец, можно было преодолеть.

Сначала в церквях продолжали выводить на экран песни, которые все знали: гимны и песни поклонения из зародившегося массового евангелизационного движения. И люди пели вовсю!

Но лет десять назад кое-что изменилось. Лидеры поклонения вдруг поняли, что на экран можно вывести любую песню. Появилась привычка добавлять новые песни каждую неделю. Они приносили в церкви песни с радио, Интернета и конференций поклонения. Кто-то начал писать собственные песни, включать их в ротацию, а после богослужения продавать компакт-диски.

И вот уже вместо 250 песен, которые всем были известны, церковь столкнулась с 250 тысячами, которые никто не знает.

Было время, когда прихожан готовили к новым песням. «Мы сегодня будем петь новую песню, первые куплеты мы споем сами, а потом давайте споем все вместе,» - говорили во время поклонения ведущие. Сегодня этого почти не происходит. Песни так быстро меняются, что времени их выучить просто нет. Петь песни, которые никогда не слышал невозможно. Да и нот больше нет, поэтому следовать за мелодией не получается.

И вот церковь вернулась в 14 век. Прихожане просто покорно стоят, пока профессионалы играют на сложных инструментах и поют непонятные слова. Мартин Лютер в гробу перевернулся, наверное.

А что же мужчины? С одной стороны теперь мужчинам не нужно чувствовать себя обязанными петь в церкви. Тем, кто плохо читает или не умеет петь с листа, стало комфортнее. Это плюс.

Но послушайте, какие серьезные минусы. Мужчины по природе – деятели. А пение было одним из тех занятий, которое мужчины делали в церкви. У них был шанс поучаствовать в богослужении. Сегодня же, когда причастие не совершается еженедельно и петь не надо, мужчинам остается только последний способ участия в богослужении – пожертвования. Неужели мы мужчинам такую роль отводим в церкви: садись, слушай, наслаждайся представлением и не забудь потом денег нам дать? Конечно, профессионализм и качество музыки в церкви – это хорошо. Но проблема как раз не в стиле музыки, световых эффектах или дымовой машине. Проблема в знании песен. Люди поют, когда знают песни.

Откуда мне это известно? Когда та крутая команда поклонения запела песню, которую все знали, толпа встрепенулась и дружно подхватила куплет. Все запели. Даже мужчины.
 

(Это был перевод вот этого)

Статьи по теме:
trending
Алексей Прокопенко
Алексей Прокопенко, Максим Король
Мэтью Вестерхольм
Позвали на алтарь неверующего музыканта? Вы хорошо подумали?
Работает на Cornerstone