ПОИСК

Несовершенное творчество должно задевать христиан

Кристофер Смит
2016-04-07
О том, почему форма, а не только содержание, является важной частью христианского творчества.

Я вырос в 1980-х, когда индустрия христианской музыки была еще в стадии становления, и в большинстве случаев ценность альбома или песни измерялась не качеством продукта в целом, а количеством Иисуса в них. Основной целью было донести Евангелие, а качество и оригинальность музыкальной формы были вторичны, в лучшем случае.

К ее чести, качество христианской музыки в широком масштабе улучшилось за последние 30 лет. Но есть еще много уголков христианства, в которых тщательная проработка формы произведения на самом деле не важна, и это будет продолжаться до тех пор, пока послание будет нести свой положительный заряд. Конечно, христиане не ставят во главу угла низкокачественное творчество, но, как последователи своего Создателя, они должны особенно заботиться о хорошем дизайне и высоком качестве своего искусства.

В это время года (статья написана в феврале — прим. пер.), когда различными премиями отмечаются лучшие образцы современного искусства, у христиан есть возможность задуматься о том, почему утверждение высоких художественных стандартов может стать важной частью нашего свидетельства.

Ближе к основам

Прежде всего, я твердо убежден, что Евангелие Иисуса должно быть центром творчества. Но в отличие от большей части христианской музыки (и большей части евангельской культуры) 1980-х годов, это не значит, что Евангелие может или должно быть сведено к нескольким основным утверждениям о Нем. Если мы верим в Новый Завет, что через Христа Бог примирил все созданное на земле и на небесах (Кол. 1: 19-20), то нет ничего, что можно было бы посчитать незначительным. Дизайн и форма нашей работы свидетельствует о том, во что мы верим, так же, как и содержание нашего труда.

Поразительно, что Иисус называет себя «Путь» (Ин 14:6). Последователям этого Пути, недостаточно поверить в некоторые вещи об Иисусе или делать то, что Он говорит нам делать. Мы также должны думать и способах нашего следования за Ним. Мы не можем отделять наши средства от наших целей.

Ценность жертвы

Через Христа Бог примирил все созданное на земле и на небесах (Кол. 1: 19-20), и нет ничего, что можно было бы посчитать незначительным. Дизайн и форма нашей работы свидетельствует о том, во что мы верим, так же, как и содержание нашего труда.

Если эти убеждения о Евангелии Иисуса верны, то качественная работа должна быть главным приоритетом для нас, как последователей Иисуса. Путь Иисуса отмечен, прежде всего, жертвой. Мало того, что Христос отдал Свою жизнь на кресте для всего человечества, вся Его жизнь была жертвой. Он отказался от комфорта Небес; «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (Фил. 2:6) и стал человеком, входя полностью во все страдания и радости человеческого существования.

Если путь Христа отмечен жертвой, то не должны ли мы быть готовыми, чтобы сделать необходимые жертвы ради достойной работы, особенно, когда мы создаем то, что мы явно намерены использовать для проповеди Благой Вести?

Хорошая работа действительно потребует жертвы от нас: сотни, если не тысячи, часов обучения ремеслу, изучения опыта мастеров, тренировки наших глаз и ушей для понимания совершенства своего творения и почему оно таким является.

Умышленное сотрудничество

И, возможно, если есть сферы, в которых мы не были обучены, тогда необходимо идти на жертвы для сотрудничества с тем, кто имеет такие знания. Такой человек достоин справедливой цены за свой труд. Автору песен, возможно, потребуются аккомпаниаторы; писателю, скорее всего, понадобится дизайнер, чтобы сделать хорошую обложку книги; драматургу будут нужны актеры и театр, чтобы оживить пьесу. Хорошая и тщательная работа несет верное свидетельство дорогостоящего ученичества, к которому мы призваны. И обратное тоже верно. «Плохое христианское искусство, которое показывает отсутствие вложения времени, посвящения, ремесла или мастерства, представляет из себя то, что недостойно христианской жизни», – писала профессор литературы Карен Приор.

Учиться, учиться и еще раз...

Конечно, это не означает, что вам не стоит заниматься искусством, если вы еще не освоили свою среду. Немногие из нас когда-либо будут признаны великими мастерами своего дела. Путь Иисуса отмечен не только жертвой, но и смирением. Быть учеником означает всегда учиться.

На каком бы этапе обучения мы не находились, нужно быть готовым проявить свое искусство в надежде, что оно будет производить обсуждение, и, вероятно, критику. Критический анализ — часть процесса обучения, и хорошая критика способствует взаимному диалогу, который не только помогает художнику учиться и расти, но также помогает критику понять артиста и контекст, в рамках которого было создано произведение.

Критики могут иногда ошибаться, но такая ошибка не станет известной без обсуждения. Хуже проблемы плохого искусства являются или плохое искусство, которое находится вне зоны пристального внимания, или художники, которые отказываются вступать в разговор о своем творчестве. Если мы не готовы жить в смирении Иисуса, то что тогда можно сказать о нас и о нашем творчестве?

Евангелие от Иисуса гораздо больше, чем несколько стихов из Писания или несколько идей о Боге; это способ бытия в мире и ежедневный образ жизни.

Как творческие христиане, мы должны быть особенно внимательны ко всем аспектам нашей работы: дизайну, форме, содержанию, функциям.

Есть ли в нашем творчестве свидетельство о доброте Иисуса, и в частности, о жертвенности и смирении, которое Он воплощает для нас?

Да, это высокая планка. Да, мы будем неоднократно терпеть неудачу. Но более важна, чем успех или неудача, наша готовность быть учениками, всегда стремиться к новому, расти и становиться мастерами.

Статьи по теме:
Relevant Magazine
О сложных отношениях искусства и церкви.
Грег Бейкер
Популярное ныне слово «креативщик» – унизительное и упрощенное. Создатели они. Потому что Создателем созданы и Его образ отражать обязаны.
Стивен Альтрогге
Воскресная проповедь для тех, кто решил сегодня не идти в церковь и таким образом пожадничал, обделив свою общину своим обществом.
Кеннет Морфилд
Фильмы, которые вдохновляют нас, кроме назидания еще и развлекают.
Карли Гелсинджер
Хорошее «светское» искусство может помочь нам увидеть Бога.
Работает на Cornerstone