Вы не смотрели видеоролик про то, как азиатские родители реагируют на слова о любви? В нем несколько молодых людей говорят своим родителям слова «я тебя люблю», показывая нам их реакцию. Почему это видео стало таким популярным? Потому что слова «я тебя люблю» в азиатской культуре не так уж и часто услышишь. Не то, чтобы азиатские родители и дети не любят друг друга, просто любовь и почтение в этих культурах проявляется по-другому. Именно поэтому то, что в других культурах обычно и обыденно, так удивило родителей-азиатов.
В прошлых своих статьях, посвященных пятой заповеди «почитай отца и мать», мы поговорили уже о долге детей почитать родителей. Пришло время поговорить о культурных особенностях. Мы вкратце уже упоминали, что почтение в разных культурах может показываться по-разному. Наша задача – найти универсальные способы почитать отца и мать. А для этого нам нужно учесть различия культур.
Мне посчастливилось жить в, пожалуй, самом многонациональном городе мира. Даже в моей маленькой церкви есть представители, по меньшей мере, тридцати стран, которые мне очень помогли в написании этой статьи: большая часть моих выводов складывается из анализа интервью, проведенных с ними. Среди моих собеседников были люди из Беларуси, Канады, Сальвадора, Ганы, Индии, Ирака, Ямайки, Филиппин и Южной Кореи. Могу сказать, что различия и сходства между этими людьми просто-таки завораживают! Я сгруппировал результаты собеседований на двух досках, представляющих два типа культур, в которых очень разные ожидания по поводу почтения к родителям.
Первый тип культуры
Первый тип культуры высоко ценит автономию и независимость. Родители ожидают, что со взрослением детей, которые однажды покинут отчий дом, они обретут былую независимость, поэтому с нетерпением ждут выхода на пенсию, которая, как они думают, будет легкой и развлекательной. В то же самое время дети ждут не дождутся наступления дня независимости от родителей. В такой культуре идеализируют радость и свободу молодости и не очень любят слышать об ответственности взрослой жизни. Возраст в такой культуре не связан с мудростью и уважением. Скорее, со страхом, насмешками над утратой физических и умственных способностей. Стареющие же взрослые страшатся неминуемой потери независимости.
В этой культуре есть несколько установленных ожиданий и требований относительно почитания стареющих родителей детьми. Родители вправе ожидать немногим больше, чем регулярные звонки и посещения по большим праздниками. Когда родители совсем состарились, дети могут поучаствовать в заботе о них, но, пожалуй, не в качестве основных «сиделок» и не с принятием требующих специального ухода родителей в свой дом. Скорее, родителей ожидает дом престарелых или больница, где они и проведут остаток своих дней.
Что касается финансового участия, то родители обязаны поддерживать своих детей до тех пор, пока те не станут финансово независимыми, но вот от детей совершенно не требуется «вернуть должок», когда родителям потребуется помощь. Более того, это ответственность родителей – накопить достаточно денег на старость, чтобы не обременять детей. Когда требуется забота о родителях, ответственность распределяется между теми детьми, кто пожелает помогать, а не возлагается на какого-нибудь из детей, в зависимости от пола и возраста.
Такие невысокие ожидания поддерживаются и родителями, и детьми. Один из моих респондентов сказал: «Мои родители сказали, что когда они состарятся, мы должны будем поместить их в дом престарелых. Они не хотят мешать нам жить». Взрослые дети не желают отвлекаться на заботу о своих родителях, а родители не желают создавать своим детям неудобства. Если и есть какой стыд в такой культуре, то он, по большому счету, выпадает на голову тех, кто не скопил достаточно на свою старость.
Другой тип культуры
Другой тип культуры ценит почитание и уважение, а избегание и увиливание от заботы о родителях считает позором. В таких культурах уважают старших, считая возраст носителем мудрости и власти, а молодость – безрассудства. В таких культурах зачастую есть термины или титулы для тех, кто постарше, и обычаи проявления уважения и почтения к старейшинам. Тут мало ценят независимость и автономию, главной добродетелью считая семью.
Почтение проявляется в подчинении и жертвенности, а стыд приходит от непослушания и эгоизма. Таким образом даже взрослые дети должны чтить своих родителей, проводя с ними время, подчиняясь им, ища у них мудрости в принятии главных жизненных решений. И подобно тому, как родители жертвовали ради своих детей, от детей ожидается та же жертвенность, когда забота потребуется родителям. Поведение и поступки детей любого возраста либо позорят, либо повышают авторитет всей семьи.
В таких семьях обычно есть строгая иерархия, где старший сын (или старший ребенок) несет на себе главную ответственность за заботу и обеспечение. От него требуется, чтобы, когда родители состарятся, он принял их в свой дом, потому что это почетно и для ребенка, и для родителей. Если старший сын решит поместить родителей в дом престарелых, это будет позором не только для него, как негодного сына, но и для родителей, не сумевших воспитать своего ребенка должным образом.
Два соображения
Разумеется, эти описания очень обобщены, но я надеюсь, что два типа культур мы все способны различить. Первый тип присущ развитому западному миру, а вот второй существует в культурах типа «честь/позор», которые так или иначе затрагивают большую часть земного населения. И разница между ними, мягко говоря, очевидна.
Подумайте вот о чем: взрослый из США может сказать: «Мои родители живут в доме престарелых», и его собеседники тут же подумают, что он сделал что-то хорошее и благородное. Ведь его отец и мать всю жизнь откладывали деньги и теперь могут жить в приятном обществе себе подобных, дети довольны, что родители получают должный и профессиональный уход и имеют круг общения. Но если взрослый индиец скажет: «Мои родители живут в доме престарелых», его собеседники ужаснутся, посчитав, что эта семья сделала что-то очень постыдное. Ведь сын отказывается исполнять свои сыновьи обязанности, что показывает, что его неправильно воспитали. И теперь родители окружены бездушными профессионалами, а не любящими детьми, чужаками, а не членами семьи. Что для одной семьи почетно, для другой – позор.
Поэтому нам следует учесть два соображения.
Во-первых, наши культурные предпосылки могут быть неверными, но как рыба не чувствует воду, в которой плавает, так и мы не очень осознаем роль культуры, в которой мы находимся. Одна культура может потребовать слишком мало, а другая, наоборот, слишком много. Где-то узаконили бесчестие, а где-то чересчур идеализируют почтение. Христианам же следует думать внимательно и в библейском разрезе, а не слепо принимать то, что диктует окружающая культура. Вполне возможно, что западным детям нужно постараться убедить своих родителей, что тех нужно чтить, а представителям других культур научиться отказываться от некоторых ожиданий, на них возлагаемых.
Во-вторых, нам следует оказывать честь родителям так, как это принято и понятно в окружающей нас среде, но при этом сохранять верность Писанию. Поэтому то, как я оказываю честь своим родителям, может сильно отличаться от «почтения» моего сверстника из Ганы или Кубы, которые сидят со мной в одном ряду на церковном богослужении. Мне совсем не обязательно чтить родителей по-гански, а моим друзьям из Ганы совсем не требуется делать это по-канадски. Мы можем и должны учиться друг у друга, но без осуждения того, что на наш взгляд покажется недостатком или избытком почтения.
Об этом культурном аспекте мы еще немного поговорим, когда будем говорить о практических способах почитания наших родителей в следующей статье.